Posted 14 января 2020,, 11:52
Published 14 января 2020,, 11:52
Modified 7 марта, 15:08
Updated 7 марта, 15:08
Людмила Бутузова
На АВИТО выставлен на продажу вокзал на платформе Ленинская Павелецкого направления, перегон Бирюлево – Домодедово. Собственник ОАО «Российские железные дорог». Площадь: 585.3 м²; Класс здания: b («бюджетный офис»), кадастровый номер 50:21:0000000:8044. Основное назначение: нежилое. Год постройки 1954. Объект культурного наследия. Находится в полосе отвода железной дороги, с собственником будет заключен договор субаренды части земельного участка по льготной ставке. Цена вокзала – 10 миллионов рублей.
Новому владельцу полагается бонус — в зале ожидания статуя Ленина ожидания с отломанной правой рукой.
Просмотров много, реальный покупатель пока не обозначился. Недвижимость проблемная, считают риэлторы. Не в том смысле, что добита до скелета, а в том, что находится в месте, перенасыщенном мемориальными символами. Рядом музей-заповедник Горки Ленинские, где умер Владимир Ильич, с платформы Ленинской его хоронили, через 30 лет на соседнем пустыре построили громадный вокзал-памятник для возвеличивания образа вождя. Поток паломников давно иссяк, вокзальные хоромы пустуют. Вот подо что их приспособить? Союз левых сил г.о. Домодедово – единственный защитник ленинского наследия, сражающийся с РЖД за сохранение памятника, опасается, что какие-нибудь отмороженные на всю голову бизнесмены купят и устроят здесь ресторан с забойным названием типа «Чокнись с Ильичом». Или еще какую-нибудь дурь придумают ради маркетинга.
Аукцион на продажу, пожалуй, последнее событие, которое может всколыхнуть интерес к вокзалу-памятнику, возведенному у платформы «Ленинская» в 1954 году в 30-ю годовщину смерти основоположника марксизма-ленинизма. Да и то, если в шикарном здании покупатель устроит что-нибудь забойное типа ресторана «Чокнись с Ильичом».
— Таких креативных и надо искать, - говорит глава некоммерческого партнерства «ВЖСН» (вторая жизнь советской недвижимости) Ольга Самомедова. – Аукцион на продажу, пожалуй, последнее событие, которое может всколыхнуть интерес к зданию вокзала. Ведь именно оно исторической ценностью, а не идеологический хлам, собранный внутри. В перепрофилировании памятника в ресторан нет ничего страшного, наоборот есть шанс из стрёмной заброшки превратиться в посещаемое место. Не в такое, конечно, как при Советах, когда люди ломились целовать платформу, где стоял траурный поезд Ленина. Но если коммерсантам будет выгодно, они и поезд организуют. У стерильных поклонников ленинизма, как правило, на все на это нет денег, они могут только издали смотреть, как рушатся их идеалы. У статуи на вокзале, кстати, уже не только руки нет, но и половина пальто обвалилась. Надо брать мастерок и подмазывать, а не высматривать измену за каждым углом.
Внутрь уже давно не пускают, только по специальному разрешению РЖД. Но само здание в стиле сталинского ампира издали выглядит все еще прилично и даже величественно на фоне пристанционного пустыря. Вокзал на Ленинской был открыт 5 ноября 1954 года и служил парадными воротами на пути к Горкам Ленинским, где Владимир Ильич имел несчастье скончаться. Это нашло отражение в архитектуре – здание обрамляют 24 колонны из белого мрамора, отмеряющие количество лет, прожитых Лениным в ХХ веке. Внутреннее пространство квадратной формы также увенчано множеством колон из розового мрамора: они подпирают потолочные перекрытия второго света и как бы указывают путь в бесконечность.
Советские архитекторы Борис Мезенцев и Михаил Шпотов имели отношение к сооружаемым в начале 50-х главному павильону ВДНХ и к высотке на площади Красных ворот - вокзал на станции Ленинской спроектирован по их образу и подобию, только ростом поменьше. Это не помешало ему стать архитектурной достопримечательностью первой величины. Вокзал трехъярусный, увенчан шпилем с пятиконечной звездой из золотистого стекла, много башенок, скульптурных украшений, лепная декорация из лавровых венков и гирлянд. Высота вместе со шпилем - 37 метров.
Внутри памятника тоже было много чего духоподъемного. Массивные дубовые двери вели в зал-атриум, напоминающий античный храм. В центре на мраморном постаменте гипсовая фигура Ленина исполинского вида (аналогичные монументы работы скульптора Яцыно в 1950-х гг. были установлены на ВДНХ, на территории Тимирязевской академии и в Ялте). Все залы были оборудованы системой парового отопления, батареи закрыты оригинальными экранами из ценных пород дерева (нынче либо источенными жучками, либо растащенными другими короедами). На потолке уцелели шикарные люстры, даже плафоны почти не побиты (высоко висят, в прыжке не дотянешься). В зале ожидания по периметру стояли кресла, с них было удобно рассматривать настенные барельефы с сюжетами из жизни и революционной деятельности Ленина, лозунги и призывы в светлое будущее. Работали билетные кассы, впоследствии скукожившиеся до окошка у парадных дверей. Было помещение для хранения вещей, чтобы пассажиры и туристы во время экскурсии по мемориалу не таскались с тяжелыми сумками (недавно мародеры откопали в вокзальных завалах пачку корешковых квитанций из камеры хранения, датированную 1980 годом, раритет неплохо продавался через соцсети).
Что еще хорошего? По состоянию на конец прошлого года большая часть помещений заколочена, массивная мебель и ценные элементы убранства исчезли. Аннулирована билетная касса - с автоматизацией этого процесса, необходимость в ней отпала. Вход в здание закрыт. Кровля протекает. Весь когда-то белоснежный потолок поглощает черная плесень. Территория вокзала заросла бурьяном, обрамлявшие ее голубые ели выродились. Даже общественный туалет, выполненный в едином архитектурном стиле с памятником, заброшен, его роль выполняют кусты.
Упадок вокзала РЖД связывает с низкой загруженностью платформы. Упадок памятника – следствие сами знаете чего.
Не в силах помешать деидеологизации страны, коммунисты с начала девяностых борются с РЖД за спасение станции Ленинская. В процессе борьбы выяснилась удивительная вещь: вокзал, связанный с именем вождя мирового пролетариата, не находится в реестре памятником культуры РФ, не является достопримечательным местом регионального значения, а всего лишь значится на балансе ОАО РЖД как «здание служебно-техническое». Это отчасти объясняет, почему мемориальный объект содержится железнодорожниками в совершенно ненадлежащем виде, но никак не умаляет удара под дых, нанесенного левым силам. Инициативная группа «Ленинская» и Союз рабочих Москвы одних субботников провели немеряно, освобождая дорогой им памятник от мусора и голубиного помёта, а получается, что на добровольных началах благоустраивали подсобное помещение РЖД.
Борьба накалялась. С 2015 года левые уже не только убирались на вокзале, но и стояли в пикетах, требуя справедливости и признания памятника памятником. Пришло подкрепление. По заявлению жителей Домодедово в ситуацию вмешалась ассоциация адвокатов России за права человека. Специалисты ассоциации выехали на станцию «Ленинская» и зафиксировали плачевное состояние здания вокзала. Были направлены обращения в Министерство культуры РФ и Генеральную прокуратуру в связи с аварийным состоянием памятника 1954 года, включая вопросы, на чьем балансе находится здание, и кто должен был осуществлять работы по ремонту и обслуживанию.
— Претензий к государству очень много, - рассказывает глава ассоциации адвокатов Мария Архипова (Баст). - Лихо сменив идеологию в 90-е, оно бросило на произвол судьбы десятки тысяч объектов, связанных с ленинской тематикой. Формально они остались на балансе у муниципалитетов и региональных предприятий, но ни один закон не обязывал их как прежде хранить и беречь наследие Ленина. Сберегали, насколько совести хватало, но чаще избавлялись от «непрофильных активов» при молчаливом согласии государства. Вокзал с функционалом музея да еще за версту от станции Ленинская и для ОАО РЖД стал «чемоданом без ручки». Отношение - соответствующее, пренебрежительное. И это – крупный объект, архитектурная достопримечательность. Скульптурные группы, бюсты Ленина оказались вообще бесхозными, далеко не все они являлись «ширпотребом», многие обладали высокой художественной или исторической ценностью, но их оказалось проще снести, чем узаконить. Вот так мы чуть не потеряли уникальный монумент «Шагающий Ленин» в Горках. Добивались статуса памятника и охранных обязательств через суды, и это удалось, благодаря широкой общественной поддержке. Дом лесника Брикошина, куда захаживал в свое время Владимир Ильич, памятник, известный всем по произведению «Ленин и печник», администрация сельского поселения Молоковское Ленинского района самовольно, как «ничейный» отдала некоему Баясану Рефику Мамедовичу в аренду на 99 лет. В исторической избе обосновался наркоманский притон, после устроенного пожара от истории остались одни головешки. Общественность добивается реставрации памятного места. Самое плохое, что власти даже не понимают, зачем это надо: Ленин уже не в почете, переться к домику его печника, по их мнению, совершенно незачем. Пренебрежительное отношение к Ленину распространяется и на простых людей, активистов левого фронта, которые требуют уважения к истории своей страны и защищают ее, несмотря на смену политического ветра. Поэтому мы с ними – и пикетах, как обычные граждане, и в судах – как адвокаты.
РЖД, совсем уж было отвадившему ленинский актив от своего вокзала, вмешательство ассоциации адвокатов только добавило обременения. Законники раскопали распоряжение Мособлсовета и Мосгорсовета депутатов трудящихся от 1974 года, согласно которому комплекс зданий железнодорожной станции, расположенной на территории охранной зоны Государственного заповедника «Горки Ленинские» подлежал восстановлению как объект, связанный с памятью В.И. Ленина. Межрегиональная транспортная прокуратура проснулась и в 2016 году установила, что распоряжение никто не отменял, стало быть, объект культурного наследия можно считать выявленным, а собственником здания вокзала-памятника, находящегося в аварийном состоянии и закрытого для пассажиров, признать ОАО «Российские железные дороги». Год спустя выявленный объект получил статус памятника регионального значения со всеми вытекающими последствиями – ремонт, содержание, режим использования.
Коммунисты ликовали: ну теперь-то уж РЖД не отвертеться, будут как миленькие тащить на себе «чемодан без ручки».
Рано радовались. Летом прошлого года представители левых организаций выехали на место, чтобы зафиксировать, в каком состоянии содержится памятник истории и культуры. Полное разочарование: все в том же непотребном виде.
Выводы общественная комиссия отразила в «акте обследования:
«По документам совсем недавно - в 2017-2018 гг. Мемориальный вокзал отремонтирован, денежные средства на ремонт списаны, однако на деле он выглядит как полный беспредел. Около парадного входа брошен инвентарь и строительные материалы, как бы в подтверждение произведенных работ. Но мы увидели разрушающееся здание с осыпающейся штукатуркой и наспех закрытыми деревяшками провалами в ступенях. Вход в здание оказался открыт, внутри всё находится в ещё более плачевном состоянии – везде кучи мусора, птичий помёт и оголённая проводка на чердаке. У статуи В. И. Ленина посреди зала дополнительно отколоты некоторые части тела, что свидетельствует о намеренном издевательстве со стороны собственника. Дополнительный акт о данном безобразии приводится в приложении».
После этого на ступенях станции прошло публичное собрание, на котором активисты обсудили с общественностью необходимые меры для сохранения объекта культурного наследия. Решено направить очередные обращения в Главное управление культурного наследия Московской области, в прокуратуру, следком и другие инстанции. Не успели высохнуть чернила на петициях, РЖД сделало коварный ход - выставило вокзал на продажу. Причем, по унизительной для такого бесценного объекта цене в 10 миллионов рублей.
Коммунисты в шоке: Как это возможно?.. Ильич… Памятник… За что боролись?
А вот возможно, подтвердил «НИ» активист Общества по охране памятников истории и культуры Евгений Соседов, знающий толк в этом деле: «Памятники у нас по закону можно продавать и покупать свободно, но только с охранными обязательствами. Функция может быть любая, если она не нарушает предмет охраны».
То есть, подтверждаются худшие опасения левых сил: устраивай в намоленном месте хоть ресторан, хоть бордель, лишь бы самое здание сохранилось. А как же Ленин и его наследие, из-за которого столько лет безыдейным железнодорожникам компостировали мозги и выкручивали руки? Ничего страшного, тоже самое можно делать и с новым собственником – законом это не возбраняется. Другой вопрос, сколько он выдержит? И сколько будет стоить памятник при вторичной продаже. Не исключено, что в следующей раз его удастся выкупить силами ленинской ячейки. На партвзносы.