Posted 14 января 2020, 14:37
Published 14 января 2020, 14:37
Modified 7 марта, 15:07
Updated 7 марта, 15:07
Мировой долг по отношению к ВВП достиг рекордно высокого уровня 322% в III квартале 2019 года, сообщают “Вести.Экономика” со ссылкой на приведенные Bloomberg данные Института международных финансов (IIF).
По сравнению аналогичным периодом прошлого года долг вырос почти на 10 трлн долл. — до 252,6 трлн долл.. Резкий рост долгов отмечен во всех секторах: от домохозяйств до государственных и корпоративных облигаций.
"Хотя стоимость заимствований остается очень низкой, многим странам становится все труднее поддерживать модель роста, основанную на долге. Высокие и растущие отношения долга к ВВП делают обслуживание долга и рефинансирование более сложными, и в 2020-х годах, вероятно, будет наблюдаться более широкое распространение долгового кризиса и реструктуризации", — приводятся слова Сони Гиббс, управляющего директора глобальных политических инициатив IIF.
Госдолг США, согласно данным международной организации, увеличился примерно до 102% ВВП, что на 1,6 п.п. превышает прошлогодние показатели. Соотношение государственного долга к ВВП достигло нового максимума в Соединенных Штатах и Австралии. Отмечается также, что госдолг Китая в годовом выражении продемонстрировал самые быстрые темпы роста с 2009 года.
Рекордно высокого уровня соотношение долга домашних хозяйств к ВВП достигло во Франции, Бельгии, Финляндии, Норвегии, Швеции и Швейцарии, Новой Зеландии, Ливане, Нигерии.
Долг развивающихся рынков увеличился до 72,5 трлн долл. (66,1 трлн долл. в III квартале 2018 года) в основном из-за скачка нефинансовых корпоративных заимствований.
Согласно прогнозу IIF, низкие процентные ставки и мягкие финансовые условия в I квартале 2020 года могут привести общий мировой долг к отметке, превышающей 257 трлн долл..
Андрей Марголин, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Российской Федерации, проректор РАНХиГС, в комментарии “НИ” отметил, что кидаться камнями в стеклянном доме не стоит, единственный способ справиться с рисками надвигающегося долгового кризиса — это максимально аккуратно относится к интересам партнеров:
“Безусловно, мировая экономика перегружена долгами, и это создает серьезные глобальные риски, потому что если, например, крупный заемщик перестанет свои долги обслуживать, то эффект домино неизбежен.
Причем эти долги делятся на государственные и на корпоративные, а по примеру 2008 года мы видим, что такая крупная компания, как Lehman Brothers спровоцировала очень крупный мировой кризис. Сейчас есть такие же аналоги, например, компания General Electric, которую мы все знаем с детства — она напоминает компанию-зомби (об этом пишут американские издания).
Кроме всего прочего, возможный долговой кризис усиливается удивительным соотношением мирового валового внутреннего продукта и рынком производных финансовых инструментов, который больше мирового валового продукта более, чем в 10 раз. Т.е. это еще усиливает глобальные риски.
Поэтому в том стеклянном доме, в котором мы живем, камнями кидаться не стоит. Все торговые войны и прочее — это очень плохо. Надо поаккуратнее, стараясь учитывать интересы друг друга, поближе к партнерству и сотрудничеству — только так можно противостоять рискам глобального кризиса, который надвигается.
При этом, долговой кризис Россию в его обычном виде не затронет (совокупный внешний долг России за прошедший год сократился на 12,4% и на 1 января 2019 года составил 453,749 млрд. долларов.). Но, если долговой кризис будет сопровождаться глобальным экономическим кризисом, то это будет означать сокращение спроса на традиционную номенклатуру нашего экспорта со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому мы, с учетом некоторой уязвимости нашей экономики и зависимости от внешнеторгового оборота, тоже подвержены финансовому кризису, и эти риски нам тоже небезразличны”.