«Новые Известия» побеседовали на «вечную» тему с Всеволодом Луховицким, сопредседателем Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель».
— Что необходимо предпринять, чтобы из 70 тысяч выпускников педагогических вузов попадали в школы не меньше половины, как заявила министр образования, а более значительная их часть?
— Во-первых, надо помнить, что эта ситуация не только с учителями. Из всех вузов максимум 15% - 20% выпускников идут работать по выбранной специальности. И это нормально. Само по себе дело не в этом. Педагогами могут работать не только выпускники педагогических вузов, потому что, например, в 90-е года в школу массово пришли инженеры и стали преподавателями информатики, физики, самых разных предметов. И это было для неё очень хорошо. В учителя идут сейчас люди, готовые к тому, что над ними будут посмеиваться, их все будут считать злодеями и при этом они будут получать минимальную зарплату. Те, для кого сама по себе работа педагога важнее и приятнее, те идут в учителя.
Что касается нехватки 10% педагогов – то, с моей точки зрения, госпожа министр сильно приукрасила ситуацию. Я думаю, что реально положение гораздо хуже. Не понятно, как считать. Если считать по количеству ставок – а учитель должен работать на ставку, и недаром она была придумана ещё в тридцатые годы прошлого века. Так вот, если посчитать ставки и количество учителей, которые вынуждены работать на 1,5 – 2 ставки, то, конечно, не хватает процентов тридцать учителей. А если ещё посчитать учителей пенсионного возраста, которые вынуждены работать, поскольку их некем заменить, тогда картина будет ещё печальнее.
Понятно, что надо делать: законодательно гарантировать нормальную зарплату, не зависящую от того, в каком ты месте живешь. Надо освободить учителей от постоянных придирок, нагрузок и бесполезных работ. Надо дать возможность свободно творить и свободно работать.