Posted 13 января 2020, 12:27
Published 13 января 2020, 12:27
Modified 7 марта, 15:08
Updated 7 марта, 15:08
Британскими офшорами — островами Мэн, Гернси и Джерси, являющимися низконалоговыми юрисдикциями, принято решение о передаче данных в Федеральную налоговую службу (ФНС) РФ данных о счетах и активах россиян в автоматическом режиме в 2020 году, сообщает РБК со ссылкой на соответствующие официальные списки.
В публикации отмечается, что ФНС исключила ранее эти территории из списка партнеров (наряду с Великобританией и Литвой) после отказа от автообмена с Москвой финансовой информацией, однако теперь заявила о готовности пересмотреть решение, в случае, если соответствующая информация этими тремя офшорами будет предоставляться.
Отмечается, что это изменение является важным с точки зрения борьбы с уходом от налогов и отмыванием средств, а также в контексте ослабления валютного контроля.
К глобальному автообмену по единому стандарту (Common Reporting Standard), созданному для борьбы с уклонением от уплаты налогов путем сокрытия финансовых счетов в офшорных юрисдикциях, Россия присоединилась осенью 2018 года. Перечень юрисдикций-участников данной программы включает 77 стран и 12 территорий.
Александр Захаров, партнер Paragon Advice Group, в комментарии “НИ” пояснил, что исключение Федеральной налоговой службой России этих островов из своих списков сотрудничества было преждевременным:
“Нужно отметить, что эти три коронные владения имеют особый статус: с одной стороны, де-юре, они входят в Соединенное Королевство, но де-факто они имеют особенности независимого управления — политическую власть и внешние отношения курирует Министерство иностранных дел (Foreign Office) Соединенного Королевства, но по внутренним делам и по налоговым вопросам они обладают собственным суверенитетом, что означает, что они вправе устанавливать собственные налоговые системы и принимать решения в части, касаемой сотрудничества с другими странами по налоговой сфере.
Я полагаю, что исключение Гернси и Джерси и острова Мэн ФНС России из своего приказа, из перечня т.н. сотрудничающих юрисдикций, было преждевременным. Скорее всего, произошло недопонимание со стороны налоговой службы, которая не дождавшись этих списков по сотрудничеству, которые публикуются каждый год, и взяла и исключила эти юрисдикции.
С точки зрения того, что коронные владения были исключены из списка и приказа ФНС — это плохо, так как для целей примененият.н. правил о контролируемых иностранных компаниях в части возможности определения прибыли и контролируемых иностранных компаний, зарегистрированных на этих островах, есть определенные нюансы. Для несотрудничающих компаний существует отдельный режим, который требует дополнительных подтверждений в части, касающейся прибыли для исключения ее из доходов российских контролирующих лиц.
Что касается возможностей для целей валютного контроля, то данный список теперь, с 1 января 2020 года, используется как перечень стран, в банках которых россияне могут открывать счета и без ограничений зачислять на них любые средства от нерезидентов. Т.е. исключений этих трех островов из списка ФНС такую возможность не предполагает. Я думаю, что такая возможность появится либо в конце этого года, либо должен выйти приказ, вносящий изменения в части этих трех юрисдикций с оговоркой о ретроспективном применении с января этого года и, соответственно, с 1 января 2018 года, потому что у нас закон о валютном контроле в части либерализации, которая была проведена с 1 января 20-го года, он ретроспективно дает возможность применять соответствующее положение по снятию ограничений со всех видов зачислений на счета в банках стран, с которыми осуществляется автообмен.
Еще важный момент. Эти острова известны среди состоятельных россиян, как главные трастовые юрисдикции Европы. Именно на этих территориях, помимо Кипра, учреждаются состоятельными россиянами и выходцами из бывшего СССР такие специальные некорпоративные конструкции, как трасты, которые позволяют гарантировать наследование имущества без налогов, а также защищать активы за рубежом от недобросовестных кредиторов”.