"Мечел" и "Распадская", крупные российские производители коксующихся углей, продемонстрировали резкий рост цен на Московской бирже неожиданно и без каких-либо новостей, сообщает “Коммерсантъ”. На рынке по этому поводу муссируются слухи об инсайдерской информации и ожидании взлета цен на сырье из-за пожаров в Австралии, которая является основным мировым поставщиком коксующихся углей.
Как следует из публикации, “Мечел” в период с 6 по 8 января прибавил более 58% (мах значение — 99,8 руб.). При этом утром 9 января бумаги в рамках коррекции подешевели на 6%. При этом одновременно начали резко расти в цене акции “Распадской” (на 11,3%, до 118,5 руб.).
Алексей Калачев, аналитик ГК “Финам” в комментарии “НИ” пояснил, что в данном случае речь идет не об австралийских пожарах и ценах на уголь и с большой долей вероятности не о спекуляции — причина взлета акций “Мечела” и “Распадской” в инсайдерской информации:
“Кроме слухов на самом деле ничего пока нет. Никакой паники, связанной с углем, на рынке не наблюдается — незначительное подорожание.
С одной стороны, это выглядит таким образом, что кто-то пытается разыграть карту пожаров в Австралии и ожидаемого роста стоимости угля. Однако рост стоимости акций непропорционален росту стоимости угля на рынке.
Я бы вообще отнес это к спекулятивной игре, если бы не объемы. Они пошли очень большие и, что примечательно, пошли изначально на зарубежном рынке — в Нью-Йорке, Россия уже догоняла. Это больше всего похоже на то, что есть какой-то инсайдер.
“Распадская”, судя по всему, просто пошла прицепом за “Мечелом”. А вот у “Мечела” что-то намечается с его основным активом и его долгами. Возможно кто-то узнал о том, как разрешится ситуация в пользу компании.
После 20 числа истекает возможность выкупить 49% Эльгинского месторождения у “Газпромбанка”. Здесь возникает интересная коллизия — если “Мечел” найдет деньги и выкупит пакет, он сохранит контроль над своим основным, важным для него активом, но при этом долговая нагрузка у компании не уменьшится, а увеличится — а она и так запредельная. Поэтому плюс это или минус — большой вопрос. С другой стороны, если “Мечел” не найдет денег, и структуры Авдоляна (“А-Проперти”, Альберт Авдолян) выкупят эти 49%, у компании долговая нагрузка сократится, но он не будет иметь полного контроля и получается, что пустит еще одного инвестора.
Ходят и такие слухи, что сам “Мечел” вместе с долгами и активами продадут — это был бы позитив, который мог бы погнать вверх цену. Единственно, непонятно, кто мог бы это купить.
Возможно, что кто-то из крупных игроков получил определенную информацию. Если это так, то после коррекции мы увидим продолжение роста акций “Мечела”. Если это просто игра на слухах, то, поскольку бумаги не очень ликвидны, после резкого разогрева все вернется на круги своя.
Еще, что касается Австралии. Конечно, рост цен на уголь возможен, причем самое главное, что открывается возможность выхода на крупный индийский рынок, потому что Индия в основном у Австралии уголь закупает и была бы заинтересована в замещении, если бы начался дефицит. Но технической возможности быстро нарастить объемы, чтобы заместить Австралию, более того, транспортных возможностей для этого нет. Как на этом можно выиграть, кроме общего роста цены, который не столь уж велик — непонятно. Повторюсь — технической и фактической возможности нарастить объемы и перекинуть в Индию нет, так что такой аргумент невозможно воспринимать как серьезный”.