Новое обострение на Ближнем Востоке: кому это выгодно

3 января 2020, 19:51
Год начинается неспокойно: на Ближнем Востоке конфликт между США и Ираном раскручивается по восходящей спирали. В Багдаде, по приказу Дональда Трампа и в результате американского авиаудара был убит влиятельный иранский генерал из корпуса стражей исламской революции Касем Сулеймани.

Это стало ответом на беспорядки вокруг посольства США в Багдаде, в которых американцы обвинили Иран (а это были самые настоящие массовые беспорядки со штурмом посольства, с сожжением будок охраны, со стрельбой резиновыми пулями и слезоточивым газом, а вовсе не кидание «пластиковыми стаканчиками»). Беспорядки же стали реакцией на авиаудары американских дронов по позициям шиитской группировки «Каттаиб Хезболлах», которую поддерживает Иран в Сирии и Ираке. А эти удары в свою очередь - ответом на убийство американского военного советника. Очевидно, что маятник конфликта раскачивается все сильнее.

Президент Ирана Хасан Рухани заявил по этому поводу в своем блоге:

«Флаг генерала Сулеймани в защиту территориальной целостности страны, борьбы с терроризмом и экстремизмом в регионе будет поднят, и путь сопротивления США будет продолжен. Великий народ Ирана отомстит за это отвратительное преступление».

Эти события широко обсуждают сейчас все мировые СМИ и социальные сети.

В связи с событиями в Багдаде Госдепартамент США призвал своих граждан незамедлительно покинуть Ирак.

МИД КНР призвал США избегать эскалации после убийства иранского генерала в Багдаде.

После убийства генерала стоимость нефти марки Brent выросла на 3,15%, до $68,15. Февральские фьючерсы марки WTI подорожали на 2,8%, до $62,83.

«Сообщения о том, что в результате воздушного удара США погибли ключевые иранские военнослужащие, обострили напряженность на Ближнем Востоке и вызвали обеспокоенность по поводу перебоев с поставками нефти, поддержав ее рост на 3%.

Иран, вероятно, вернется к поддержке нападений на нефтяную инфраструктуру в Персидском заливе и на остальной части Ближнего Востока, прогнозирует CNBC. Тегеран мог бы также рассмотреть возможность нападения на нефтяную инфраструктуру Саудовской Аравии в случае эскалации напряженности. ..»

«Залп в Багдаде» — по формальным признакам даже круче, чем хрестоматийный «выстрел в Сараево», пишет канал «Невротик»:

«И там, и там погибли должностные лица из высших эшелонов власти своих государств — эрцгерцог Австро-Венгрии Франц Фердинанд и генерал Корпуса Стражей Исламской Революции Ирана Сулеймани.

Но в 1914 году был террорист-одиночка, за которым стояла маргинальная подпольная группочка. И заинтересованным лицам потом пришлось их, как сову на глобус, натягивать на повод к Первой Мировой войне.

В 2020 году ничего натягивать не надо: целая мировая сверхдержава радостно похвасталась, что данный акт международного терроризма — это её доблестное свершение.

Но есть отличие и в другую сторону.

106 лет назад война созрела, была желанна, и все её поджигатели имели основания считать, что они к войне готовы. Даже будущий главный неудачник, Российская Империя, имела и внятные рациональные мотивы (ну, тогда это казалось неплохой идеей, по крайней мере), и вполне годные аргументы: «русский паровой каток» не без оснований считался одной из самых боеспособных и современных армий Европы.

Так что сараевское убийство действительно стало всего лишь удобным медийным поводом, чтобы начать большую бойню. Которая в августе 1914-го всем представлялась «маленькой победоносной войной». И, главное, ни одна мировая держава не имела интереса эту войну не начинать или хотя бы от неё увернуться.

Сегодня — всё не совсем так.

К войне на самом деле не готов никто. Даже её нынешний исступлённый поджигатель — США. Опыт же последних авантюр на Ближнем Востоке показывает, что Америка не готова даже к «маленькой победоносной войне».

Но вот что у Америки до сих пор умело получается — так это шуршать палкой в осином гнезде и провоцировать там хитропереплетённые региональные заварушки. А что они даже не скрывают авторства провокации, — это наследие несгибаемой уверенности в своей однополярной безнаказанности.

Показательно, что в этом энтузиазме Большой войны с объективными и не скрываемыми интересами США совпадают только интересы пресловутого «международного терроризма». И оба этих бенефициара заинтересованы в том, чтобы втянуть в заварушку как можно больше суверенных государств — и американских сателлитов, и непричастных.

Атака на Иран — именно про это.

Но однополярность-то кончилась. И, кроме этих двоих не-разлей-вода-подельников, Большая война не нужна никому из мировых центров силы. А больше всего не нужна самым деятельным центрам силы — Китаю и России.

А Москва в этой истории и вовсе не ограничивается оглашением миролюбивой позиции, а без ложной скромности подкрепляет её адекватной дипломатией («Сталинский базар» — это ведь наша фишка) и военной мощью. Русская армия сегодня просто физически уничтожает американских союзников по развязыванию Большой войны.

И, ввиду этой бесхитростной русской эффективности, даже официальные европейские союзники США получают простор для манёвра между вассальными обязательствами и национальными интересами.

Не так-то просто поджигателю войны переть против силы, которая войну не заказывала.

В сегодняшней же ситуации с «багдадским залпом» мяч на стороне Ирана. И, думается, с учётом вышеизложенных обстоятельств, следует ожидать от Тегерана «асимметричного ответа». Не переходящего грань, которая отделяет Большую Игру от Большой Войны.

***

МИД РФ так прокомментировал убийство Сулеймани:

«Сулеймани преданно служил делу защиты национальных интересов Ирана. Выражаем искренние соболезнования иранскому народу...»

Это даже не занятие стороны как таковое. Это лишнее - и одновременно нелишнее - напоминание, какая сторона занята не будет ни при каких обстоятельствах, - пишет блогер «Адекват»

***

Журналист Павел Пряников тоже считает, что война на руку России:

«Для России убийство американцами иранского стража исламской революции Сулеймани – настоящий праздник. Нефть попёрла в цене – раз. Второе – это отвлечение Америки и Европы хоть на время от противостояния с Россией. Третье – пропагандистский раж для «информационных войск». Четвертое, и главное – напряжение с Ираном (а вдруг и война!) повышает шансы на переизбрание Трампа, а значит – дарит ещё четырёхлетнюю передышку для России.

Кругом одна выгода.

Идиоты смеялись над моим предчувствием большой войны - увы, умные люди как всегда оказались правы.

Рыжий авантюрист, которому не успели впечь импичмент, сжёг ракетами сразу двух крупных военачальников Ирана - один из них предположительно координировал всю «военную помощь» в соседних странах от Сирии до Ливана.

Иран - это даже ни Ирак времён Хуссейна. Это технологически развитая, вооружённая до зубов страна с современными видами вооружений от боевых субмарин до ударных беспилотников.

Но Трампу плевать. Очередная войнушка в Персидском заливе отвлечёт американцев от внутренней борьбы демократов и республиканцев, а также хоть немного сплотит расколотую нацию вокруг фигуры президента.

Ирану война конечно совсем не нужна - его экономика не настолько изолирована от мировой и затяжной конфликт может привести к новой вспышке недавних социальных протестов.

Но и снести оскорбление от Трампа просто так нельзя - слишком большое пятно на репутации. Как аятоллы будут выходить из ситуации, учитывая что США ждёт малейшего повода для дальнейшей эскалации?

Может все обойдётся руганью в соцсетях, но это не точно - слишком уж сурово начался 2020 год. Пока главной точки напряженности временно становится Багдад - ближайший к Ирану крупный форпост американцев в регионе.»

***

Журналист Дмитрий Колезев пишет в своем блоге:

«Всякое обострение тревожит, хотя в Кремле, надо думать, потирают руки: цена на нефть уже начала расти, американцы глубже застревают на Ближнем Востоке, а значит (предположительно) имеют меньше времени и сил заниматься антироссийскими санкциями; на фоне того хаоса, который образуется на Ближнем Востоке в результате действий США, российское участие в сирийском конфликте кажется более успешным. Впрочем, любой крупный конфликт несет такое количество плохо прогнозируемых последствий, что глядеть на происходящее с оптимизмом было бы слишком наивно...»

***.

Иранский ответ неизбежен, уверен военный эксперт Павел Фельгенгауэр. В то же время и Дональд Трамп не может пойти на попятную, так как рискует проявить слабину накануне выборов.

«За ним последует американский очень сильный ответ. Нитаньяху тоже политически не в позиции, чтобы показывать какую-либо слабину. Он борется за свое выживание, тюремный срок. Там не только в Трампе дело. Возможна эскалация. Расширяющиеся удары по Израилю», – считает Фельгенгауэр.

#Ирак #Игорь Зотов #Аналитика #США #Россия #Нефть #Война #Иран
Подпишитесь