Энциклопедия кино: на экраны вышла подлинная история двух римских пап

3 января 2020, 14:22
Энтони Хопкинс и Джонатан Прайс очень похоже сыграли реальных понтификов Йозефа Ратцингера и Хорхе Бергольо

Два Папы, The Two Popes, Великобритания, Италия, Аргентина, США, 2019

Жанр: религия и современность

Сергей Митрофанов

Это, поистине, прорывное кино на платформе Netflix. Поскольку превратить двух реальных и вполне живых понтификов в говорящие персонажи с художественным проникновением в их внутренний мир – задача драматургически революционная, ранее не реализуемая, отчасти смахивающая даже и на десакрализацию.

В общем, это похоже на то, как если бы в советское время сделали бы такое про Ленина, а в нынешнее – про мятущегося Путина. При этом, не греша особенно против общеизвестных фактов, многое и явно додумали. Так, изображенных понтификов – Йозефа Ратцингер и Хорхе Бергольо – сделали чуть ли ни близкими друзьями, хотя известно, что они даже почти и не встречались. Очевидно также, что полностью придуманы научпоповские ликбезовские разговоры религиозных лидеров, которые, конечно, более приличествовали бы средней руки профессорской интеллигенции в университете, нежели суперпрофессионалам духа в соборе Петра. Однако тем для нас и является кино наиважнейшим из всех искусств, что оно простое и доходчивое. Для того чтобы что-то реально понять в этой жизни в том числе и про религию, надо много чего знать. А кино – достаточно посмотреть полтора часа. И теперь мы знаем, как случилось, что Папа Франциск досрочно сменил Папу Бенедикта XVI.

Тем не менее, рассказ о смене руководства в Ватикане не байопик великих людей и не реклама интерьеров католической столицы. Забавно, что оба Папы в фильме отнюдь не безупречны. Ратцингер – немец, и в силу этого обстоятельства ему пришлось поучаствовать в гитлерюгенде, а затем и послужить немного в зенитном батальоне, сражавшемся против антигитлеровской коалиции. Как бы… не очень. И хотя вряд ли Папе Бенедикту XVI впоследствии можно ставить в вину выбор, над которым по своему рождению он был не властен, хотелось бы знать, что по этому поводу ему сказал позже Бог, и насколько неправы те, кто недавно бросал ему в спину оскорбительное слово «нацист».

Но точно такое же пятно на биографии и у демократического реформатора, острого на язык Бергольо, перехватившего бразды правления Ватиканом после добровольно ушедшего в отставку консерватора Ратцингера. Во время фашистской диктатуры в Аргентине он тоже сделал сомнительный выбор. Чтобы защитить церковь и священников, пошел на переговоры с хунтой, что являлось в том числе и для многих его коллег этически невозможным поступком. Иначе ведь, таким образом, можно было бы обойтись и без распятия Христа, просто договориться с Синедрионом… Но где-то ведь должны быть пределы терпимости, рукопожатности и коллаборационизма?

Тем более, что отказ от сопротивления не сильно помог. Режим все равно убил самым жестоким образом до 30 000 диссидентов, их живьем скидывали с самолета в океан.

Справедливости ради, Бергольо свои ошибки осознал и построил идеологию дальнейшего религиозного служения на переменах, в том числе и на переменах личностных, вернул себе популярность, друзей. Хотя, похоже, его занесло потом в другую сторону – в левую критику банков, валютной системы и аспектов мировой экономики. Что,безусловно,симпатично, капитализм пора приводить в чувство, заставить работать на людей, но непонятно,насколько Папа Франциск, в молодости читавший Грамши,реально в этом компетентен и влиятелен?

Важно еще и то, что нетфликовская картина «Два Папы» вышла на волнеожившего интереса к религиозному вопросу. Вернее, она вобрала в себя актуальные сомнения, насколько «религиозное» будет соответствовать повестке двадцать первого века. Повестка же эта, утомленная и замусоренная религиозным фанатизмом, кажется, ищет обходиться без пыльных догматов и скомпрометированных священников. Причем,нельзя сказать, что религиозные деятели этого не осознают и не боятся, как перед угрозой закрытия фирмы. Не исключено, что досрочная отставка Ратцингера и призыв в Ватикан вдруг ставшего искреннем вольнодумцем Хорхе Бергольо отчасти вызваны и этим (по крайней мере, так в фильме) обстоятельством.

В панике многие, в том числе и Папы, как бы кинулись к изначальному христианству, историческому Христу, пытаясь обнаружить что-то вроде mp3 Нагорной проповеди и видео воскрешения,восстановить завет, отделить правильную религию от неправильной. Но нашли в себе и вокруг себя лишь еще больший ужас, неразбериху и фальсификацию. Что касается прогрессивного режиссера Фернанда Мейреллиша (он заявил о себе гиперреалистичным «Городом Бога», 2002, и антикоррупционным «Преданным садовником», 2005), то ему удалось рассказать об этом легко, как будто это не про политику Ватикана и кризис веры, а какая-нибудь лирическая комедия «Трудности перевода». Очевидно, это тоже знак времени.

Режиссер: Фернанду Мейреллиш

В ролях: Джонатан Прайс, Энтони Хопкинс, Хуан Минухин, Сидни Коул, Федерико Торре, Пабло Тримарчи, Лисандро Фикс

#Кино #Новости #Культура #Римский папа #Про-кино
Подпишитесь