Posted 31 декабря 2019, 07:30
Published 31 декабря 2019, 07:30
Modified 7 марта, 15:17
Updated 7 марта, 15:17
Иван Сергеев
В конце прошлой недели на боевое дежурство наконец-то поступил так долго расхваливаемый в СМИ стратегический ракетный комплекс «Авангард». Аналогов ему пока нет ни у одной страны мира - США готовятся поставить на вооружение что-то подобное лишь в 2022 году. Можно лишь порадоваться за российских оружейников, но, к сожалению, придется констатировать, что «Авангард» стал лишь хорошей миной при плохой игре чиновников, отвечающих за развитие военно-промышленного комплекса.
В целом 2019 оказался для них самым провальным годом за последнее десятилетие. Это может поставить под вопрос карьерные перспективы курирующего ВПК вице-премьера Юрия Борисова.Во-первых, аварий с такими катастрофическими последствиями Россия не помнит со времен «Курска». В июле в результате возгорания случилась катастрофа на атомной подводной станции АС-31 «Лошарик», предназначенной для проведения спецопераций на большой глубине. Что делала субмарина в Баренцевом море, неизвестно до сих пор – вся информация засекречена. Да и о самой подводной станции до трагедии не было известно ничего. Однако в ходе нештатной ситуации погибло 14 офицеров-подводников, из которых семь были капитанами первого ранга (в сухопутных войсках это соответствует званию «полковник»). Такое количество старших офицеров на борту маленькой станции (спальных мест на подлодке 24) говорит о том, что «Лошарик» выполнял крайне ответственное задание. И оно было полностью провалено, лодка потеряна, и, самое главное, погибли люди – элита военно-морского флота страны.
Насколько сегодня известно, ответственности за трагедию никто не понес.
Еще один пожар погубил единственный в России авианосец "Адмирал Кузнецов". Причем это случилось не в ходе опасного задания в открытом море. Тушили пожар почти сутки, а нанесенный ущерб оценивается едва ли не в полную стоимость всего корабля – 95 миллиардов рублей. Не обошлось и без человеческих жертв - два человека погибли, 14 пострадали. Эксперты всерьез говорят о том, что наш флот на долгие годы останется без авианесущего крейсера, поскольку до пожара на "Кузнецове" затонул и уникальный док, в котором собирались ремонтировать корабль.
В августе страна едва не ощутила себя вновь в 1986 году, когда в Чернобыле взорвался реактор атомной электростанции. Авария на секретной морской платформе, официально 5 погибших физиков, все засекречено. Журналисты засняли в Москве машины «Скорой помощи», обклеенные пленкой и их водителей, одетых в костюмы химзащиты. В них перевозили пострадавших, получивших дозу облучения. Сообщается, что испытывали жидкостную реактивную двигательную установку с радиоизотопным источником питания. Что в действительности произошло, и кто понес ответственность за утечку смертоносной радиации – неизвестно.
Аварии в этом году были не только на море, но и на земле, и в воздухе. Весной и летом дважды взрывались объекты на оборонном заводе «Кристалл» в Дзержинске. За медицинской помощью обратились 79 человек. На предприятии, входящем в структуру «Ростеха» производили взрывчатые вещества и работали с тротилом.
Буквально на днях потерпел катастрофу и полностью сгорел истребитель пятого поколения Су-57. Запоздалый ответ американскому F-22, наш перспективный истребитель проходил испытательный полет. И вот катастрофа. А ведь ранее сообщалось, что истребитель начнет поступать в войска уже в этом году. Видимо, придется отложить.
Ну и совсем уж печальная история с Суперджетом (Sukhoi Superjet 100), сгоревшем в аэропорту Шереметьево. На совести этого «шедевра» отечественного авиапрома 41 погибший и миллиарды денег налогоплательщиков, пущенных по ветру. За исключением "Аэрофлота", никто больше не хочет покупать этот самолет, а те немногие, кто купил, уже отказались от его эксплуатации.
Но признавать поражения наши чиновники умеют еще хуже, чем управлять авиационной промышленностью. Вице-премьер Юрий Борисов, ответственный за военно-промышленный комплекс, куда входит и производство «гражданского» Суперджета, заявил, что Россия продолжит выпускать самолет, ведь на него, якобы, есть спрос на отечественном и мировом рынке. О каком спросе идет речь, если план продаж в 2019 году полностью провален? Из 20 самолетов удалось продать лишь один.
Понятно, что интерес военных чиновников во главе с Борисовым – это получить дополнительное госфинансирование на спорные проекты. Все разговоры о рыночной конкуренции лишь для отвода глаз. Ущерб от такого менеджмента исчисляется миллиардами, ради которых налогоплательщики вынуждены все туже завязывать пояса.
Если смотреть фактам в глаза, то дела в оборонке идут еще хуже, чем во всеми критикуемом здравоохранении. Пока лишь военная секретность и военные успехи в Сирии, которой мы как-никак обязаны силе нашего оружия, спасают ВПК от вала критики со стороны общества. При тех масштабах финансирования, которое получает отрасль последние годы, подобные провалы грозят обернуться серьезными кадровыми решениями, которые могут быть приняты в новом году.