Posted 30 декабря 2019, 10:52
Published 30 декабря 2019, 10:52
Modified 7 марта, 15:17
Updated 7 марта, 15:17
Новогодние праздники постепенно сдают свои лидирующие в сердцах сограждан позиции. Это подтверждают наблюдатели и в обеих столицах, и в регионах. К примеру, известный московский публицист, постоянный автор «Новых Известий» Сергей Митрофанов пишет:
«Я заметил, что многие перестали любить Новый год. Потому что накануне происходит какой-то ошаление списывания просроченного товара под видом распродаж, а следом обычно идет капитальный грабеж в виде тарифов ЖКХ, новых штрафов, новых совершенно определенных трудностей. Никто уже не верит поздравлениям про то, что "вот вам будет счастье, все трудности закончатся со старым годом". Все знают, никакого счастья не будет, а о старом еще пожалеем...»
***
Проанализировать этот, в общем-то, новый для нашей страны феномен попробовала в своем блоге известный петербургский политолог Элла Панеях:
«В городе на удивление не чувствуется то, что называется "новогодняя суета". Ни в плохом, ни в хорошем смысле. Нет, елки стоят везде, где положено. Но часть больших улиц не украшена, причем кусками; вот на Лиговском через несколько кварталов от Невского становится пусто, потом участок с несколькими гирляндами, и опять.
В магазинах, кроме продуктовых, скидки, и никакого ажиотажа. 26-го, что ли, числа я в раннее послерабочее время - часов в 5 - покупала подарки в большом хозяйственном магазине типа "Домового". Думала, будет давка, а было настолько пусто, что я расплачиваться подходила к пустой кассе. Сегодня - последняя суббота года, самое вечериночное время - ни особых пробок в городе (кроме суперцентра), ни обычных предновогодних надбавок за такси. Зашла в "Ароматный мир" за бутылкой, какое-то время просто была там единственным покупателем, у кассы не ждала ни минуты. Та же картина в прошлые выходные в разукрашенном новогоднем Старбаксе. Подруга добавила - в ее знакомом салоне красоты тоже пусто. Фейерверков практически нет. Изредка за домами что-то бухнет, но в небе не видно. Елочные базары есть, но их мало, и раскупают вяло. Окон разукрашенных совсем мало частных, хотя магазины и кафе отметились по обязаловке просто все (в отличие от прошлого года, когда многие победней манкировали). Даже всяких новогодних гаданий и поздравлялок в интернете меньше обычного.
Это что? Перераспределение доходов больше всего ударило по потребляющему слою - не по богатым (мы знаем, что богатые сейчас не беднеют), а у тех, у кого в 2010-х был стабильный кусок хлеба с маслом, и уверенность, что он и завтра будет. Тем, кому на такси иногда проехаться нормально, а новогодние двойные наценки уже напряг. Плюс у этого же слоя - выгорание и разочарование, и нежелание всяких там социальных радостей - вечеринок, подарков не самым близким.
«Левада-центр» публикует данные, что максимальное за все время число людей - двое из троих - сказали, что этот год для них был лучше предыдущего. Но вот эта откровенная депрессия, выраженная прямо в поведении, говорит другое. Деньги пока есть, но не факт, что не последние. Удача еще не покинула, но пора закукливаться - такое вот настроение...»
***
Политический аналитик из Ярославля Денис Харитонов, со своей стороны, считает, что эти процессы отражают не что иное, как назревшую смену модели потребления в российском обществе: «Думаю, что это переход людей к более зрелой модели потребительского поведения, когда ползарплаты не прогуливается за одну ночь, а тратится более рационально. Добавлю, что обычно первого января у нас в районе ни души не было, но в прошлом году на улицах было очень много людей, т. е. люди не напивались до упаду в новогоднюю ночь.
У нас в провинции переход наблюдался где-то в течение четырёх-пяти лет. Конечно, ситуация с доходами влияет, но не только она. Например, наблюдается расцвет разнообразных заведений общепита, а злачные места и ночные клубы все позакрывались. Вообще, бытовое поведение людей очень сильно изменилось в лучшую сторону лет за 15. Хотя мне иногда и не хватает некой безбашенности в людях, но она, по-видимому, ушла в историю на какое-то время (или навсегда). Россия становится бюргерской страной.
И еще такой момент. Сильно расцвело разнообразное кредитование, особенно ипотечное. Это сильно влияет на дисциплину людей, все понимают, что с банками шутить не стоит. Поэтому, если человек раньше мог пить и знать, что его никто из квартиры не выгонит, то сейчас все сложнее, ведь квартира в залоге у банка...»
***
Олеся Болобова тоже отметила более рациональное поведение российских граждан в новогоднюю ночь:
«В этом году и я, и мои знакомые заказали подарки через интернет в октябре-ноябре. Практически все пересмотрели новогодний стол в пользу "одно-два блюда, хватит обжираться". Подарки выбираются полезные, потому что из вещей уже у всех всё есть, куда ещё барахла (сертификат в стоматологическую клинику в подарок - тру стори). Как мне кажется, люди стали гораздо более рациональны...»