Posted 30 декабря 2019, 17:03
Published 30 декабря 2019, 17:03
Modified 7 марта, 15:16
Updated 7 марта, 15:16
Юлия Сунцова
15 декабря массовый митинг против развала ЗиДа состоялся у железнодорожного вокзала Перми. Высказаться в защиту предприятия, обеспечивавшего рабочими местами тысячи горожан, вышли сотни пермяков. «Сохранить наследие нашей истории – старейший завод на Урале и Горнозаводскую ветку Пермской ж/д!» – под такими лозунгами прошла публичная акция в Саду Камней.
Никто из руководства завода и краевых чиновников к протестующим не вышел.
Федеральное государственное унитарное предприятие «Машзавод им. Ф.Э.Дзержинского» находится в тяжелом финансовом положении уже больше 13 лет. В марте 2006-го там стартовала процедура банкротства. С тех пор профильные производства одно за другим сворачиваются, рабочие и специалисты регулярно попадают под сокращение, а топ-менеджмент - под уголовные дела о мошенничестве и растратах. С баланса стратегического федерального предприятия исчезают активы, в том числе целые имущественные комплексы с производственными площадками.
За 13 лет на сменился уже не один внешний управляющий. С июня 2011 по октябрь 2017г. заводом-банкротом руководил Егор Заворохин, осужденный в этом году за хищения 140 млн рублей на ремонте кровли и оплате теплоэнергии. (Здание заводской котельной арендовала компания «Энергоресурс», подконтрольная Заворохину и директору пермской муниципальной автобазы Денису Овчинникову. ЗиД заплатил за такое количество тепловой энергии, которое просто не могло быть выработано. Деньги «Энергоресурс» обналичил под видом закупок мазута, хотя котельная газовая, такое топливо не использовалось, сообщает 59.ru).
Уставной капитал предприятия на сегодня составляет ровно 141 тыс. руб. Количество арбитражных дел против завода за последние два года выросло в два раза – с 8 до 16.
ФГУП накопило критический долг перед поставщиками, предприятиями и бюджетами разных уровней, задолженность по зарплатам – десятки миллионов рублей, по налоговым платежам - свыше четверти миллиарда.
Рабочие и инженеры уже давно жалуются на сокращение рабочей недели до трех дней, принудительные увольнения, постоянные задержки по зарплатам.
С 11 ноября 2/3 состава рабочих (все, кроме обслуживающих технический блок) были отправлены в простой, а конкурсный управляющий открыто заявил заводчанам о поставленной перед ним цели о полном прекращении работы завода к 6 апреля 2020 года.
Намерения по ликвидации завода были подтверждены и документально. Краевое Минсоцразвития со ссылкой на уведомление Администрации ФГУП «Машзавод им. Ф.Э. Дзержинского» 7 ноября сообщило о предстоящем сокращении 792 человек «в связи с ликвидацией организации»: «Отделом кадров ФГУП «Машзавод им. Ф.Э. Дзержинского» (ЗиД) для сотрудников предприятия были проведены предувольнительные консультации. С учетом того, что высвобождение работников ФГУП «Машзавод им. Ф.Э. Дзержинского» планируется с 6 апреля 2020 года, ГКУ ЦЗН Пермского края планирует проведение выездных консультаций на предприятии с начала 2020 года, тогда же для высвобождаемых сотрудников будет осуществлен подбор вакансий по смежным профессиям», – РБК Пермь со ссылкой на министерство.
- Восемь сотен людей отправлено в простой. Сейчас после привлечения внимания федеральных властей на митинге 15 декабря счета завода разблокировали, рабочих частично восстановили. Но мы же понимаем, что меры эти временные, для отвода глаз. Региональные власти с бандитами тверды в своих намерениях растащить по своим карманам завод, и сделать они это собираются до апреля следующего года, в крайнем случае – в течение трех лет, - комментирует «НИ» Александр Зимбовский, участник пикета в Москве, представитель движения «Рабочий компас». - Федеральные чиновники и правоохранители бездействуют. ФНПР (Федерация независимых профсоюзов России) упорно молчит. Рабочим угрожают увольнениями. Пермские власти презентуют федералам и Мутко план застройки территории завода элитным жильем.
После публичных заявлений о закрытии завода тут же последовало сообщение и о разборе путей сообщения - Горнозаводской железной дороги на территории Перми (частично ветвь обслуживала ФГУП «Машзавод им. Ф.Э.Дзержинского»). Тысячи пассажиров лишаются доступных маршрутов, которые позволяли добираться до центра города за полчаса на электричке вместо 2 часов езды в переполненном общественном транспорте по двухполосной дороге с постоянными заторами. Инициативная группа пассажиров присоединилась к протестующим заводчанам.
- Прикрываясь критической ситуацией на заводе, демонтируют Горнозаводскую ветвь – от станции Пермь-2 до Мотовилихи. На 15 декабря было намечено закрытие, но благодаря митингу это дело удалось отсрочить. Была долгая стадия переговоров и с краевыми чиновниками, и с руководителями завода. От митингов они нас отговаривали, обещали, что завод работать будет, железнодорожные маршруты сохранят, но обещания не выполняются. Промышленность края в опасности. Если предприятия исчезнут, на улице останется армия трудоспособных высококлассных специалистов. Многие поколениями трудились на уральских оборонных заводах, - говорит активист движения в защиту Горнозаводской железной дороги Людмила Ёлтышева.
После состоявшегося 15 декабря митинга в Перми было решено направить своих делегатов в Москву для пикетирования Администрации Президента и Генпрокуратуры совместно с общественным движением в защиту прав рабочих «Рабочий компас».
Новых рабочих мест в Перми не создаётся, малый и средний бизнес разоряется. С ликвидацией обанкротившихся оборонных предприятий будут выброшены на улицу сотни людей, без перспектив трудоустройства, что увеличит и без того высокую социальную напряжённость, объясняют протестующие.
«<…>ЗиД является стратегическим предприятием, выпускающим уникальную продукцию для армии и флота, российских аналогов которой не существует. В его уничтожении усматриваются признаки государственной измены. <…> в настоящее время деятельность завода парализована, все его счета заблокированы, включая спецсчёт для выполнения Гособоронзаказа», - обращаются заводчане к Генпрокурору РФ.
К своим заявлениям, поданным в инстанции, пикетчики приложили копию письма-доклада от 27.06.2015 № 1/5087 министра МВД РФ Владимира Колокольцева в адрес президента Владимира Путина «О задержании преступной группы в сфере оборонно-промышленного комплекса». В нем перечисляются виновные в преднамеренном банкротстве предприятия лица, а также задокументированы хищения группой лиц заводских имущественных комплексов на сумму свыше 1 млрд рублей. Среди потенциальных подозреваемых — должностные лица исполнительной и законодательной власти края, руководители организаций и лидеры уголовной среды, докладывает Владимир Колокольцев. Преступную деятельность группы лиц министр внутренних дел России называет «подрывом обороноспособности государства»! Бандитизм на заводе так и не пресечен, объясняют защитники завода.
- Идет мощная рейдерская атака в пользу провластной группировки. Хорошая земля – центр города, берег Камы, и федеральное государственное предприятие, выстоявшее в первую волну приватизации 90-х, на глазах Москвы и спецслужб уничтожают в угоду частным интересам. Производство гражданской продукции окончательно развалили, бездействуют по набору оборонзаказа. Людей заставляли увольняться еще до простоя, потому что на эти зарплаты за три рабочих дня просто невозможно выживать. Ни федеральная власть, ни губернатор и пальцем не хотят пошевельнуть, чтобы спасти заводы, - говорит Татьяна Кротова, координатор общественной компании по спасению ЗиДа.
Заводской профсоюз интересы работников отстаивать даже не пытался, мало того – существуя на членские взносы рабочих, переметнулся целиком на сторону администрации, цель которой – поскорее уничтожить завод, убеждены представители инициативной группы.
- Работники и ветераны завода, общественность никаких действий от профкома не дождались и сами пошли к ним узнавать, как же так выходит. Попросили профком содействовать проведению митинга. Председательствующие замялись, стали отговаривать от митинга, убеждали, что всё это бесполезно и… удивили всех тем, что, оказывается, не знают, как подавать заявки на проведение митингов! Работники сами добились согласования митинга, но вообще никто из профкома на него не пришел. За спиной инициативной группы профком вылавливал рабочих и, обманывая их, говорил, что на митинг ходить не надо, потому что он якобы несогласованный, хотя это ложь!
В резолюции с митинга, сданную и в Администрацию президента, и в Генпрокуратуру, участники формулируют требования: 1. Отставка правительства России за неспособность организовать производство. 2. Отставка губернатора Пермского края Максима Решетникова за бездействие при уничтожении оборонных заводов и активные действия по ликвидации стратегических путей сообщения – Горнозаводской железной дороги на территории города Перми. 3. Сохранение и развитие машиностроительного завода имени Ф. Э. Дзержинского (ЗиД) и других оборонных предприятий Перми. 4. Министру обороны Сергею Шойгу принять срочные меры по спасению оборонно-промышленного комплекса Пермского края. 5. Главнокомандующему Вооружёнными силами РФ Владимиру Путину взять ситуацию под личный контроль.
В Генпрокуратуре документы приняли без проблем, а вот в приемной Администрации президента РФ на Ильинке в Москве сотрудник пытался от своих обязанностей уклониться и даже грозил пикетирующим вызовом полиции, после чего просто занавесил приемное окно жалюзи. В соседних окнах происходило примерно то же самое, пока с очередной попытки и спустя полчаса граждане всё-таки не зарегистрировали свое обращение к президенту.
Пермский машзавод появился за два года до отмены в России крепостного права. С 1859 года на нем работали целые династии инженеров, мастеров прикладных специальностей, рабочие. В 1930-х здесь изготавливали токарно-винторезные и револьверные станки, а также сепараторы нового типа по очистке минеральных масел и дизтоплива на кораблях ВМФ. На атомном ледоколе «Ленин» 1950-х стояла маслоочистительная машина производства пермского завода. В предвоенное десятилетие предприятие считалось вторым по важности станкостроительным производством Советского союза. В Великую отечественную войну завод перепрофилировали в оборонзаказ. После войны здесь выпускали бензопилы «Дружба», «Урал», «Тайга», которые поставлялись в десятки стран по земному шару. Предприятие осваивало и другие виды продукции: центробежные бензиномоторные насосы, сепараторы-экстракторы, с 1991 года — электрохирургические приборы. В постсоветской России список продолжили рычажная лебедка, приставки к бензопиле и раритетная электронная система голосования Госдумы! В последние годы Пермский машиностроительный завод им. Ф.Дзержинского специализировался на выпуске сепараторов и продукции для военного флота - аналогичных производств в России нет.