Андрей Шалунов, член Общественного движения «За чистое будущее»
Декабрь - традиционное время подведения итогов. Прошел год с начала реализации амбициозного федерального проекта по реформированию мусорной отрасли, сегодня поговорим о его результатах, которые иначе как провальными назвать нельзя.
Начну с главного. В конце декабря реформа, и так еле живая, получила неожиданный нокаут, так как вредоносное и отравляющее мусоросжигание теперь законодательно приравнено к утилизации отходов. Это означает, что все имеющиеся сейчас у государства финансовые и технические ресурсы будут направлены на строительство мусоросжигательных заводов, что полностью обесценит раздельный сбор мусора, вторичную переработку сырья, да и весь Национальный проект «Экология». О какой экологии может идти речь, когда выбор сделан в пользу максимально доходного ядовитого дыма. Этот выбор сделали депутаты Государственной Думы, которые рассмотрели и приняли соответствующие поправки в Федеральный закон №89 «Об отходах производства и потребления», носящие откровенно лоббистский характер.
Сразу возникает вопрос, а как там, у зарубежных соседей с этим? Практически во всем мире либо уже отказались, либо отказываются от простого сжигания отходов, как от устаревшего и крайне вредного метода утилизации мусора. Ни в Германии, ни в Швейцарии, США или Японии вы не увидите чадящие на всю округу ядовитым дымом трубы мусоросжигательных заводов. В этих и других странах работает сортировка и переработка отходов, а если такие варианты недоступны и мусор приходится все-таки сжигать, то делается это гораздо более безопасным способом. В Японии, например, как и в США, применяется плазменная газификация. Твердые бытовые отходы обрабатываются потоком плазмы с температурой 1200ºС и выше. При подобных температурах не образуются смолы, а токсичные отходы разрушаются. В итоге, 30 тонн мусора превращаются в 1,5 тонны пепла, который затем очищается и используется в строительстве. Плюс выработка электроэнергии и никаких вредных выбросов.
В свете последних российских законодательных изменений теперь совершенно непонятно, как будет проходить реализация реформы в зеленом свете, данном мусоросжиганию. Тем не менее я считаю, что если её продолжать, то упор необходимо делать на создании рынка вторичного сырья - из тех отходов производства и потребления, которые по своей природе являются материальными ресурсами и которые возможно и целесообразно использовать вторично в качестве сырья или изделий, непосредственно или после дополнительной обработки.
Как только рынок вторсырья сформируется и на сырье возникнет спрос, он станет катализатором для развития отрасли и эффективной реализации реформы. Это послужит стимулом для предприятий, создающих линии по переработке мусора, соответственно следом начнут появляться именно мусороперерабатывающие заводы, так как бизнесменам будет понятна их инвестиционная модель, принципы переработки и конечная прибыль. Соответственно, потоки мусора, ориентированные сейчас на МСЗ и полигоны, некоторые из которых достигают высоты многоэтажного дома и площади нескольких футбольных полей, начнут перераспределяться, что снимет с них колоссальную текущую нагрузку, а по прошествии времени сделает невостребованными.
Пока же мы имеем обратную ситуацию.Все немногочисленные отходы, которые сегодня проходят сортировку, по сути, складируются, или сжигаются, так как их сбыт затруднен.Возможности существующих, немногочисленных сортировочных заводов не позволяют качественно извлечь вторсырье из ТКО. Если без сжигания мусора не обойтись, то тогда необходимо использовать только современные технологии, которые разработаны еще советскими учеными, то же плазменное сжигание и пиролиз, которое уже используют на Западе. Это должны быть мусоросжигательные заводы будущего без трубы, без выбросов в атмосферу. Только такое мусоросжигание может считаться безвредным для здоровья человека и окружающей среды.
Возвращаясь к итогам реформы, отмечу еще раз - даже если не брать в расчет антигуманные поправки парламентариев - мусорная реформа зависла на старте и не привела ни к каким серьезным изменениям в системе обращения с твердыми коммунальными отходами.Здесь скорее можно говорить о попытках что-то сделать, нежели о конкретных достижениях. Единственное исключение – это Московская область. На ее территории, внедрена система раздельного сбора твердых коммунальных отходов. Почти везде уже установлены серые и синие баки для сбора органики и всего остального, организуется соответствующий раздельный вывоз таких отходов специально оборудованными мусоровозами. По факту Подмосковье сейчас неоспоримый лидер по внедрению раздельной системы сбора ТКО.
А что с остальными регионами? Проблемы с реализацией реформы, по словам Премьера РФ Дмитрия Медведева наблюдались в Камчатском, Краснодарском и Хабаровском краях, Владимирской, Курганской, Саратовской и Ульяновской областях, а также в Еврейском автономном округе. Речь идет о срыве сроков и планов. Более того, прошедший год не стал более спокойным с точки зрения социальной напряженности среди населения, связанного с планами властей вывозить мусор на утилизацию в регионы. Лидером протестов здесь, как и в 2018 году, остается Архангельская область, где планируют построить мусорный полигон «Шиес».
Справедливости ради надо отметить, что сходу такой вопрос в масштабах России не осилить. Поданным Министерства природных ресурсов и экологии России в стране ежегодно образуется около 70 млн тонн твёрдых коммунальных отходов (ТКО) – это около 50 тыс железнодорожных составов из 20 вагонов, или в 10 раз больше веса пирамиды Хеопса (6,2 млн тонн). Более 90% мусора отправляется на полигоны, занимающие сегодня площадь более 4,5 млн гектаров, что сравнимо с территорией таких стран как Швейцария (4,12 млн гектаров) или Нидерландами (4,15 млн гектаров).Как следует из нацпроекта «Экология», к 2024 году на переработку должны направляться 60 % ТКО (сейчас только 7 %). К 2022 году должно быть введено в промышленную эксплуатацию 21,7 млн тонн мощностей по обработке ТКО, к 2024 году — 37,1 млн тонн.
Представленные цифры выглядят амбициозными, но в реальность они вряд ли воплотятся. 4 года на создание перерабатывающей отходы инфраструктуры будет недостаточно. Западные страны шли к цивилизованному обращению с мусором 20-30 лет, а размер их проблем, в сравнении с нашими, в первую очередь из-за масштаба территорий и количества населения, особенно в Европе, не идет в сравнение. Поэтому необходимы поэтапность и тщательное планирование этого глобального процесса, с учетом экологии и защиты здоровья граждан, а не на текущая позиция, отвергающая безопасные и проверенные технологии утилизации отходов, действующая по устаревшему сценарию - гори этот мусор синем пламенем, заодно сжигая в топке наше здоровье!