Казалось бы премьер-министр Медведев успокоил всех своим заявлением, что санкции США против строителей газопровода «Северный поток-2» практически не скажутся на сроках введения его в строй, однако, после того, как швейцарская компания Allseas остановила работы по укладке труб для «Северного потока-2», оказалось, что достраивать его России просто нечем – нет в ее распоряжении судов, которые могли бы завершить проект.
А для того чтобы их сделать, потребует не менее двух лет на проектирование плюс четыре года на строительство.
«Никогда такого не было, и вот опять! – цитирует аналитик из RedDevol бессмертные слова Виктора Черномырдина. - Я бы предложил гномцам следующий вариант: пусть возьмут яхты Усманова, Мельниченко и Рашникова, приделают к ним трубосварочные агрегаты и в таком состоянии начинают укладку трубопроводов стратегического значения. А то ума и денег у чекистов на полторы сотни мега-яхт хватило, но с нужными плавсредствами что-то не задалось...»
В то же время глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов рассказал, что ОСК может построить российское судно-трубоукладчик за 3–4 года — оно сможет осуществлять такие работы, как, например, прокладка трубопровода «Северный поток – 2». Тем самым, как считают аналитики канала «Кстати», Рахманов пытается использовать драматическую ситуацию вокруг Северного потока-2 для продавливания политического решения о загрузке верфей судостроительного концерна масштабными госзаказами, которые иссякли и привели к серьезной кредиторской задолженности профильных предприятий. Однако 6- летний срок, отмерянный Рахмановым на постройку отечественных судов- трубоукладчиков, уходит слишком далеко за горизонты политического планирования. Заявление топ- менеджера Ростеха на этом фоне можно рассматривать и как упрёк тем, кто затевал проект газопровода по дну моря, не обзаведясь предварительно своей укладочной техникой, способной заменить импортную, предоставляемую ненадёжными партнёрами.
Блогер Андрей Колыбанов обращает внимание на другой аспект проблемы:
«У нас конечно есть 2 судна способных достроить (медленнее швейцарцев) этот трубопровод, но. Но одно судно ФОРТУНА рядом, но не соответствует техническим условиям датской стороны и при прокладке трубопровода зимой экипаж будет подвергаться необоснованному риску и есть судно получше и соответствующее ТУ, но оно...в Находке ("Академик Черский"). Очень стыдно, но оба судна построил... Китай. Теперь давайте оценим горизонт планирования ГАЗПРОМА. Они что, не представляли, что ситуация станет развиваться таким образом? Получается что нет. Они по крайне мере единственное судно, которое медленно, но может достроить этот газопровод могли подогнать поближе уже давно? Могли конечно, но они же не думали, что вот так получится. А ведь ГАЗПРОМ должен был обзавестись небольшим флотом таких трубоукладчиков, так как РФ находится в сложных политических условиях уже 5 (!!!) лет. (...)
Естественно надо что-то экстренно переделать в трубоукладчик, причём очень экстренно. Может быть придётся задействовать и судостроительные мощности, но рулить должны военные.
Да, самый-то очевидный вариант что-то сразу в голову не пришёл. А нельзя вообще купить эту швейцарскую AllSeas Group SA? Кажется дико, но вдруг швейцарцы продадут фирму за очень большие деньги?»
Социальный психолог Алексей Рощин откликнулся на эту ситуацию предельно саркастично:
«Опять понадеялись на русский авось?!
Дурацкое положение. Труба уже, почитай, лежит на тысячи км, в том числе и по дну морскому. Каких-то 147 км не хватает. Плевое дело. Трубы есть, технологии есть, корабли-укладчики есть... Но не у нас. Близок локоть, да не укусишь.
Как это называется? Думаю, это называется "технологическая отсталость". Россия привыкла жить по принципу "деньги есть - ума не надо". Типа "на газ всё, что надо, обменяем!" И вот - очередной щелчок по носу. Сил противостоять Соединенным Штатам нет, ума, чтобы объехать их на кривой козе - тоже нет.
А вот про то самое "судно-фантом" из Находки, на которое сперва возлагались большие надежды. Такое судно действительно есть - это "Академик Черский". Из комментов: "За Академик Черский Газпром в 2016 году заплатил миллиард то ли евро, то ли долларов. Корабль строили китайцы для нигерийцев, но не как трубоукладчик, а как кран / строительный корабль. В этот миллиард входят затраты на перестройку в трубоукладчик. Когда покупали, поговаривали, что его задействуют на строительстве Северного Потока 2, однако он для этого оказался маломощный - у швейцарцев на прокладке работали два корабля (нитки-то две), почти по 400 метров длиной каждый, а Академик Черский только 150 метров. В итоге, "Академика" решили использовать на Сахалине, для чего он был специально дооборудован".
То есть, похоже, "Газпром", "прокладываясь", решил малость сэкономить - купил судно "мощностью поменьше, ценою подешевле". Ну и далее все получается по пословице - скупой платит дважды...»