Торговые центры сейчас переживают не простые времена: люди больше не стремятся сметать с прилавков всё, что только под руку подвернётся. На это просто нет денег. Как показывают опросы Левада-центра, 43% россиян отмечают ухудшение благосостояния в уходящем 2019 году.Результаты опросов не вяжутся с официальной статистикой, которая показывает рост по всем фронтам, но мнению людей, которые непосредственно видят наполненность (или пустоту) своих кошельков, доверия куда больше, чем Росстату.
Каждая покупка теперь тщательно планируется, и зачастую люди свой выбор останавливают на крупных онлайн-магазинах вроде Lamoda, Ozon или Wildberries. В прошлом году объём продаж через Интернет вырос на 20%. Результат не заставил себя ждать: по оценке Infoline-Аналитика, к 2023 году в городах-миллионниках России закроются или существенно сократят свою деятельность порядка 100 торговых центров.
Поэтому все выкручиваются, как могут. И распространение наиболее экономных торговых точек, не требующих отдельного помещения, с контрафактным товаром – один из вариантов выхода из ситуации. Раньше были палатки на рынке под открытым небом, а теперь «островки» в ТЦ. И не стоит во всем обвинять недобросовестных поставщиков продукции: опросы BrandMonitor показали, что 69% продавцов на «островках» прекрасно осведомлены о "неоригинальности" предлагаемого товара, а 35% и вовсе уверены, что продажа подделок легальна. Так что это осознанный выбор продавцов, старающихся привлечь неплатёжеспособную аудиторию.
А что же делает правительство для того, чтобы исправить столь плачевную ситуацию? Ровно две вещи: повышение МРОТ с 1 января 2020 года на 850 рублей до 12 130 рублей в месяц, что соответствует прожиточному минимуму за второй квартал 2019 года (да, закон о уравнении МРОТ и прожиточного минимума не гарантирует того, что они будут совпадать в один и тот же момент времени), и снижение ключевой ставки до 6,25% годовых. Но вряд ли люди, которым повысят зарплату с 11 280 рублей до 12 130 рублей в месяц, побегут покупать на радостях дорогие по нынешним временам, но качественные товары. Да и снижение ключевой ставки лишь незначительно снизит нагрузку на должников: по данным ЦБ, средние ставки на потребительские кредиты до 1 года снизились с 15,95% в январе 2019 года, до 13,74% - в октябре. Всё равно такая большая плата не позволяет легко и просто пользоваться кредитами. Тем более, что на волне повышения закредитованности, ЦБ ужесточил требования к банкам, выдающим потребительские кредиты.
А все остальные меры работают лишь на снижение платёжеспособности населения. НДС был повышен до 20%, пенсионный возраст повышен, платежи по имущественным налогам из-за пересмотра кадастровой стоимости недвижимости в 2019 году выросли в среднем на 16%, акцизы на топливо повысили в полтора раза в 2019 году и ещё на 3,6% повысят в 2020-м. Предприниматели, которые платят зарплаты своим сотрудникам, постоянно сталкиваются с необоснованными проверками и вымогательством со стороны надзорных органов (по данным Института практического правоприменения Европейского университета, число проверок бизнеса за январь-август 2019 г. выросло на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), а по данным Минэкономразвития, за год из-за высокой налоговой нагрузки закрылось 668 тыс. компаний.
Люди могли бы с удовольствием тратить деньги на нужные и полезные товары, поддерживая в том числе отечественных производителей, но правительство прикладывает немало усилий, чтобы изъять у населения как можно больше денег, а остатки идут на оплату дешёвых китайских подделок.