В России необходимо расширить перечень активов и круг лиц, подпадающих под действие закона о контроле за соответствием расходов чиновников, судей и глав госкомпаний, сообщает РБК со ссылкой на Международную группу разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF), которая подвела итоги комплексной оценки российской системы противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма и дала собственные рекомендации нашей стране.
Как отметили эксперты международной организации, Российская Федерация является источником преступных доходов, большая часть которых отмывается за рубежом, не выступая при этом в роли крупного центра отмывания. Основными источниками преступных доходов являются: коррупция, хищения из бюджета, уход от налогов, мошенничество в финансовом секторе, а также наркоторговля. К примеру, по подсчетам организации, 30% всех преступных доходов, или 1 млрд долл., приходится на хищения из бюджета.
Общий же ущерб от случаев получения преступных доходов, которые были расследованы организацией за период 2014–2018 годов, достигает 220 млрд рублей ежегодно.
Согласно исследованию, 318,5 млрд рублей (штрафы не включены) были изъяты у преступников с 2014 по 2018 год. При этом применялись все механизмы: конфискации, возмещения ущерба и удовлетворения гражданских исков. При этом примечательно, что в рамках всех уголовных дел об отмывании средств доля изъятых активов составила менее полутора процентов от общего количества изъятых активов.
Как напоминает издание, закон “О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам” был подписан Президентом РФ Владимиром Путиным в декабре 2012 года. Законом предусматривается внедрение механизма конфискации состояний чиновников, чьи расходы превышают официальные доходы. Согласно ему, если госслужащий или его семья на протяжении трех лет тратят больше средств, чем было задекларировано, они должны попадать в зону внимания правоохранительных органов, после чего Генпрокуратура может потребовать обоснования расходов. В том случае, если чиновник законность происхождения средств и собственности доказать не может, он подлежит увольнению со службы и конфискации незаконно нажитого имущества в пользу государства. На данный момент конфисковывать правоохранительные органы могут недвижимость, яхты, автомобили и ценные бумаги, но не наличные средства, деньги с банковских счетов или активы в иностранных трастах, а также драгоценности.
Доходы от продажи активов и изъятые средства перечисляются в федеральный бюджет, а Минфин получает наличные и средства с продажи конфискованного имущества и предметов роскоши.
FATF отмечает, что необоснованное богатство конфискуется у чиновников только в случаях значительных расхождений между официально задекларированными доходами и расходами. Согласно данным международной организации за 2017 год, у российских чиновников было конфисковано всего 8,8 млрд рублей.
Ранее, в ноябре Конституционным судом было разрешено изымать средства у дальних родственников и знакомых коррупционеров. Это вопрос был поднят в связи с делом бывшего полковника полиции Дмитрия Захарченко, у которого, напомним, изъяли ценностей почти на 9 млрд рублей.
Напомним также, что недавно МВД привело данные, что коррупционные преступления за восемь месяцев 2019 года нанесли государству ущерб в 102 млрд рублей. Впрочем, эксперты выразили сомнение по поводу этой цифры. По оценкам независимых специалистов, счет по нанесенному коррупционными преступлениями ущербу идет на триллионы.