Оператор газотранспортной системы (ГТС) Украины подписал с румынской компанией Transgaz техническое соглашение о взаимодействии с 1 января 2020 года, которое разблокирует поставки газа из Южной Европы и Турции, сообщают “Вести.Экономика” со ссылкой на официальный сайт украинской компании.
Соглашением предусматривается возможность беспрепятственной транспортировки для всех газовых поставщиков по маршруту: из Южной Европы и Турции через Болгарию и Румынию на Украину и дальше в Молдавию.
На сотрудничество будут распространяться европейские правила. С 1 января мощность в точке "Исакча 1 — Орловка 1" в направлении Румынии составит 17,8 млн кубометров в сутки, в направлении Украины — 15,8 млн кубометров в сутки.
Напомним, что контракт на транзит российского газа через территорию Украины истекает 31 декабря 2019 года. Заинтересованными сторонами — "Нафтогазом Украины", "Газпромом" и представителями Еврокомиссии ведутся переговоры по заключению нового соглашения.
Как отметили в компании "Оператор ГТС Украины", предыдущие условия взаимодействия операторов ГТС Украины и Румынии не позволяли транспортировать природный газ в реверсном направлении — данная возможность была заблокирована действующим контрактом на транзит газа между "Нафтогазом" и "Газпромом". А с 1 января 2020 ограничение будет нивелировано.
Издание напоминает, что Украина прекратила закупку российского газа с ноября 2015 года и отказалась от его использования при подготовке к отопительному сезону, закупая топливо по реверсу в Европе.
Илья Гращенков, руководитель Центра развития региональной политики в комментарии “НИ” отметил, что в данном вопросе политический аспект должен отойти на второй план:
“Схожие мотивы можно было услышать и раньше, еще до Крыма. Каждый год Россия судилась и бодалась с Украиной, и тема реверсных поставок постоянно возникала. “Газпром” в какой-то момент торжественно перекрывал трубу, журналисты писали о том, что сейчас Киев и вся страна замерзнут. В этот момент и появилась тема с реверсными поставками и держалась до тех пор, пока стороны не находили общего языка. В этот момент, кстати, начинали воровать/не воровать, проще говоря, качать оттуда, откуда не предполагалось. В какой-то момент Украина начинает нефть и газ качать, прикрываясь реверсом. Я считаю, что и сейчас происходит что-то в этом роде.
Тема газовых поставок постоянно вертится, и дело здесь не в отношениях, а, прежде всего, в тарифе. Очевидно, что большая часть этого тарифа тоже идет не столько на погашение долгов по закупкам газа, сколько оседает в карманах в том числе украинских олигархов, так что тема стабильно имеет коррупционный аспект.
Для меня очевидно, что для Украины, как части Восточной Европы, Россия является единственным стабильным поставщиком газа, и никакая политика не в состоянии перечеркнуть этой данности. Поэтому, сколько бы не было вокруг этой темы спекуляций, в конце концов все должны друг с другом считаться — как Россия с Украиной и Европой, как с основными покупателями этого газа, так и Украине с Россией, как с основным потребителем. Остальное — просто политические игры вокруг этого”.