Posted 18 декабря 2019, 14:55
Published 18 декабря 2019, 14:55
Modified 7 марта, 15:26
Updated 7 марта, 15:26
Малый бизнес стал отдавать предпочтение размещению ценных бумаг на бирже кредитам в банке, несмотря на то, что это обходится дороже. Однако это является наиболее простым способом занять деньги, сообщают “Ведомости”.
В свою очередь, частных инвесторов бонды малого и среднего бизнеса привлекают высокой доходностью – 14–15% годовых.
Как говорится в публикации, сумма облигаций, размещенных малыми и средними компаниями на Мосбирже, с января по ноябрь текущего года выросла до 22 млрд рублей (с 6 млрд рублей в 2018 году). Наибольший рост продемонстрировали малые предприятия — их количество в 2019 году увеличилось до 43 против 19 в прошлом году.
В материале отмечается, что для малых и средних предпринимателей размещение бумаг на бирже обходится дороже кредита в банке, но это намного проще, поскольку кредитные организации требуют залогов, а нужные активы есть не у всех, при этом, оборотные средства необходимы. Так что размещение облигаций если и не единственный, то точно простейший способ привлечь деньги. Поясняется, что эмитент платит комиссию организатору размещения от 2,5 до 5% стоимости выпуска, и, хотя ставки в последнее время в связи с ростом конкуренции падают, требуются расходы на услуги биржи, депозитария, расходы на аудит и т.д..
В публикации сообщается, что основными инвесторами малых предприятий являются физические лица, которых не устраивают опустившиеся до 6% годовых депозитные ставки банков. Напомним, что в текущем году на фондовом рынке зарегистрировано в два раза больше брокерских счетов, чем в прошлом.
Аналитик ГК “Финам” Алексей Ковалев в комментарии “НИ” высказал точку зрения, что для малых предприятий, несмотря на облигационный бум, все же проще работать с банками, однако зарубежный опыт показывает, что размещение ценных бумаг на бирже вполне логичный шаг для компаний любого масштаба:
“2019 год — это год облигаций в России. Огромный объем размещений, появляются абсолютно новые заемщики, новые эмитенты облигаций, в том числе этот процесс затронул и т.н. СМБ (средний и малый бизнес).
С одной стороны, у облигаций действительно есть преимущества. Но, если говорить с точки зрения процентных ставок и стоимости размещения, то малому и среднему бизнесу должен быть ближе свой родной банк, в котором он кредитуется уже много лет, чем облигационный рынок. В статье упоминается, что до 5% от стоимости размещения приходится платить. Т.е., если вы разместите под 10% свои облигации при таких затратах на размещение, любимый банк может в такой ситуации сказать: “я могу за 13% кредитовать”, — тогда зачем это надо? Здесь тонкая грань, так что для СМБ банк, может быть, и ближе. Тем не менее пошли новые размещения.
Есть еще один аспект. Зачастую облигационный рынок используется эмитентом (малым и средним бизнесом) в качестве инструмента торга за финансирование со своим банком. Т.е., кредитуясь под условные 13%, всегда можно сказать, что, например, “Финам” или “БКС” могут разместить с учетом всех затрат под 12%. Банкир, почесав затылок, согласится двигаться дальше по ставкам. Так что это еще и аргумент в случае банковского кредитования.
А может возникнуть ситуация, скажем, со стартапом: у него вообще нет никаких отношений с банком, кредитных линий — бизнес только создан. Такая компания действительно может попробовать облигационный рынок. Но этот рынок в России — больший выигрыш все же для крупных компаний. Для СМБ на данный момент проще иметь дело с банком.
Есть финансирование компании — в любой стране: США, в Европе, Японии, у нас. У нас на облигации приходится всего чуть больше 20 процентов от общего числа кредитования. Т.е. всего 20% привлекаемых компанией средств в среднем приходится на облигации, тогда как в Европе и США этот показатель превышает 50%. Здесь остается огромный потенциал.
В 2019 году ставки на облигационном рынке стали падать — горячий рынок, денег много. Но у банкиров ставки тоже падают. Эти процессы наслаиваются друг на друга.
Вообще облигационный бум связан с тем, что много ликвидности у банков, у институциональных инвесторов, но — что важно — к сожалению, высокодоходные бумаги (14-15%) никакой банк или крупный игрок на рынке, не говоря уже о западных инвесторах не будет покупать. Это внутренние ограничения — нельзя держать высокорискованные бумаги. В основном приобретателями являются физические лица. А они — из-за того, что доходы от депозитов падают (им не интересен депозит Сбербанка 5%), идут на биржу и готовы рисковать. И вот эти физики, которые сейчас пошли — с одной стороны, и СМБ — с другой — они могут друг друга найти, и, скорее всего, в ближайшие месяцы они будут друг друга находить”.
Владислав Корочкин, первый вице-президент по экспертно-аналитической деятельности объединения “Опора России” в комментарии “НИ” сообщил, что, несмотря на достаточное количество свободных средств и некоторое упрощение условий кредитования, спрос на займы падает по причине того, что сокращается само количество малых предприятий. По его словам, недостаток финансирования не является главной проблемой среднего и малого бизнеса:
“Существует намерение внедрить альтернативные банковскому методы финансирования предприятий малого и среднего бизнеса, но данных о том, насколько интенсивно оно используется, у нас нет.
Что касается банковского кредитования, то сейчас получить кредит стало легче, чем раньше. Имеется достаточное количество свободных средств, которые не используются — даже выделенные в рамках нацпроектов и не освоенные по этому году процентов на пятьдесят. Безусловно стало легче.
Но проблема в требованиях Центробанка по резервированию. Сделаны некоторые шаги в этом направлении, призванные облегчить задачу привлечения средств и устранить недостатки залогового обеспечения. Но для небольших компаний, у которых нет залоговой базы, ситуация с привлечением средств остается достаточно сложной.
Есть еще один аспект — спрос на кредиты падает. Самих малых компаний становится меньше. Тут одними финансовыми вливаниями проблему не решишь и малым бизнесом заниматься не заставишь — много других рисков, и люди это понимают”.