Такой пункт содержится в проекте новой редакции Кодекса об административно-правовых нарушениях (КоАП). В новой редакции КоАП предлагается объединить нарушения в сфере предпринимательства в единую главу «Административные правонарушения в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В России более 30 контролирующих организаций, которые регулярно проводят проверки бизнеса. Так, из надзорных органов наибольшее количество проверок проводит МЧС (22,5% от общего числа), Роспотребнадзор (22,4%), Роструд (14%), Ростехнадзор (12,8%) и ФНС (6,8%), указано в докладе Минэкономразвития о госконтроле в 2018 году. Несмотря на все заявления властей о защите предпринимателей, гайки бизнесменам закручивают все сильнее, что следует из законопроекта о новой редакции КоАП. С точки зрения юридической логики ужесточения можно оправдать. Однако и необходимости их введения нет, в то время как вред экономическому развитию они причинить способны, отмечает журнал «Эксперт».
В новую версию КоАП добавят штрафы за нарушения в бизнесе для индивидуальных предпринимателей. Сумма будет варьироваться от 20 000 до 40 000 рублей. При этом денежное наказание для юридических лиц возрастёт десятикратно: с 10 000 – 20 000 рублей до 200 000 – 500 000 рублей. Также существенно повысятся и штрафы за невыполнение требований контролирующих органов. Для физических лиц они составят 5 000 – 7 000 рублей (раньше 300 – 500 рублей), а для должностных — 50 000 – 70 000 (раньше 1 000 – 2 000 рублей). За повторное неисполнение требований госорганов сумма штрафа вырастет уже до 20 000–40 000 рублей для физлиц, 50 000–70 000 рублей — для индивидуальных предпринимателей и 100 000–150 000 рублей — для должностных лиц. Также смогут наказывать отстранением от работы сроком до трёх лет. За непредоставление информации контролирующим органам штрафы для юрлиц вырастут в четыре раза, до 20 000 рублей. За неповиновение законному распоряжению проверяющего компаниям придётся заплатить уже 30 000 рублей, а должностным лицам — 10 000 рублей.
Кроме того, в КоАП могут появиться и новые санкции: для водителей за неповиновение инспектору Ространснадзора — если гражданин откажется показать документы, то штраф составит до пяти тысяч рублей, если решит избежать весового контроля — до 50 тысяч рублей. Ещё одной новой санкцией станет штраф до 15 тысяч рублей для должностных лиц за неповиновение требованиям инспектора Счётной палаты или воспрепятствование проверке.
Важно отметить, что штрафы поднимут и для самих проверяющих. За нарушение закона в адрес должностных лиц контролёрам предстоит заплатить 5 000 – 7 000 рублей (вместо нынешних 3 000 – 5 000), а за грубое или повторное нарушение — до 50 000–70 000 рублей (вместо 5 000 – 7 000). Поправки отменяют санкции за внесение недостоверных данных в единый реестр проверок.
Также в КоАП могут появиться новые статьи за нарушения, которые раньше отдельно не выделялись. В частности, в документе есть штраф до одной двадцать пятой выручки компании (но не меньше 100 тыс. рублей) за невыполнение оператором связи предписания Роскомнадзора, если они касаются безопасности единой сети электросвязи России. По идее вступить в силу новый КоАП должен с 1 января 2021 года.
Основной статьей, предусматривающей административную ответственность граждан, индивидуальных предпринимателей, должностных лиц и юридических лиц за неисполнение предписаний органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля является ст.19.5. КоАП РФ. Государственные органы активно используют данную статью для привлечения вышеуказанных лиц к административной ответственности в случае невыполнения ими вынесенных предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства.
Например, если сотрудник МЧС приходит с проверкой и выявляет какие-либо нарушения, например, несколько нарушений требований пожарной безопасности, привлекает организацию к административной ответственности за нарушение таких требований по другой статье КоАП РФ (например, по ст.20.4 КоАП РФ), и выносит предписание об устранении выявленных нарушений, в котором предусматривает срок, в течении которого такие нарушения должны быть устранены. Когда этот срок истекает – контрольно-надзорный орган приходит с внеплановой проверкой и, если видит, что нарушение не было устранены, он может привлечь организацию как за нарушение требований пожарной безопасности, так и за невыполнение предписания государственного органа.
В проекте предполагается внести изменения в п.1 ст.19.5. КоАП РФ. Это общий состав административного правонарушения без привязки к конкретному виду государственного или муниципального контроля (надзора), такая своего рода базовая норма. Остальные пункты ст.19.5 КоАП предусматривают привлечение к ответственности за невыполнение предписания какого-то конкретного государственного органа по конкретному виду государственного / муниципального контроля (надзора), например, органов государственного пожарного надзора (п.12 ст.19.5.КоАП РФ) или предписания ЦБ РФ (п.9 ст.19.5 КоАП РФ).
Если сравнить санкции за невыполнение предписания (постановления и т.д.) по конкретным видам государственного надзора (контроля), то они значительно выше, чем санкция общей нормы п.1 ст.19.5. КоАП РФ в нынешней редакции. Средний размер штрафа за невыполнение предписания проверяющего органа по конкретному виду контроля (надзора) составляет от 100 до 500 тыс. руб. для юридического лица, есть и более высокие штрафы (за повторное невыполнение предписания органов государственного/ муниципального контроля (надзора)).
Государственные и муниципальные органы используют общий состав административного правонарушения за неисполнение предписания, предусмотренный в п.1 ст.19.5. КоаП РФ тогда, когда нет специального состава, относящегося к конкретному виду государственного или муниципального контроля (надзора). Поэтому логику изменений в п.1 ст.19.5. КоАп РФ можно понять: законодатель хочет установить штраф за нарушение иных предписаний органов государственного и муниципального контроля (надзора) на среднем уровне, аналогичном существующему сейчас: 200 – 500 тыс. руб.
Кроме того, законопроект предусматривает введение ответственности за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного п.1 ст.19.5 КоАП РФ, чего нет в действующей редакции КоАП РФ. Это является вполне оправданным, так как за повторное неисполнение предписания справедливо предусмотреть повышенную ответственность, как это сейчас предусмотрено по ряду других видов государственного и муниципального контроля (надзора), предусмотренных в п.2 – 35 ст.19.5 КоАП РФ.
Вполне возможно, что предложенные инициативы в первую очередь ударят по микробизнесу, по предприятиям малого и среднего бизнеса, которые и так в последние годы поставлены на грань выживания. В настоящее время малый и средний бизнес находится в стагнации, в 2019 году индекс деловой активности снизился ниже отметки 50 п.п., что означает падение деловой активности. За 9 месяцев 2019 года в стране закрылись более 650 тысяч малых и средних предприятий. Причинами такой ситуации коммерсанты называют рост налогового бремени, акцизов, рост операционных затрат (в частности, из-за повышения НДС и роста цен на топливо). Представители малого и среднего бизнеса всегда отмечали, что количество различных требований (их несколько тысяч) и проверяющих органов (более 30-ти) очень сильно сдерживают работу предприятий. Увеличение штрафов приведет к тому, что количество предприятий малого и среднего бизнеса в стране сократится еще больше.
Стоит отметить, что в настоящее время запущена реформа контрольно-надзорной деятельности, получившая неофициальное название «регуляторная гильотина», которая призвана облегчить жизнь бизнеса и предполагает отмену с 2021 года всех надзорных требований к бизнесу, которые к этому моменту не были пересмотрены и актуализированы. Для реализации реформы правительство разрабатывает законопроекты «Об обязательных требованиях» и «О государственном контроле (надзоре)».
Похоронит ли российских бизнес новый КоАП разбиралась адвокат из Адвокатского бюро г. Москвы «Щеглов и Партнеры» Виктория Рыбалко:
«Необходимо отметить, что внесение данных изменений в КоАП предполагается в рамках Концепции нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая в целом, на мой взгляд, носит позитивный характер.
Что же касается конкретных изменений по размерам штрафных санкций, то они могут быть оправданы только в случае, если контролирующие органы не будут злоупотреблять своими полномочиями при проведении проверок, а у представителей бизнеса будет уверенность, что акт, вынесенный по результатам проверок, будет строго соответствовать законодательству, а не будет, что называется «высосан из пальца».
Остается надеяться, что вместе с увеличением штрафных санкций начнет действовать «регуляторная гильотина», в этом случае высокий размер штрафных санкций будет являться сдерживающим фактором от совершения нарушений законодательства, но это идеальный вариант.
Если же штрафы повысят, а ситуация с проведением проверок останется такой же, как сейчас, неминуемы плачевные последствия для малого и среднего бизнеса, который сейчас задыхается от количества надзорных мероприятий.
В любом случае, говорить о последствиях предлагаемых изменений рано, так как законопроект только проходит согласование на ведомственном уровне, и в каком виде он будет внесен в Государственную Думу утверждать нельзя».