Posted 14 декабря 2019, 09:54
Published 14 декабря 2019, 09:54
Modified 7 марта 2024, 15:30
Updated 7 марта 2024, 15:30
Юлия Сунцова
Запуск Судского целлюлозно-бумажного комбината (ЦБК) намечен на 2023 год. Мощности рассчитываются на переработку до 1,33 миллионов тонн целлюлозы в год. Производство классифицируется как объект первого (высшего) класса химической опасности и первой категории опасности по воздействию на окружающую среду. «В случае возникновения чрезвычайных происшествий последствия наступят необратимые. Рыбинское водохранилище – это не изолированный водоем, соответственно замкнутый цикл производства обеспечен быть не может. Опасные химические вещества при разливах будут беспрепятственно спускаться вниз по Волге до Каспия, а также смогут подняться по Волге вверх до Углича и выше, до Тверской области посредством мощных противотечений в системах водохранилища», - акцентируют внимание экоактивисты.
Выгодоприобретателем целлюлозно-бумажного производства называют череповецкого бизнесмена Алексея Мордашова, бывшего руководителя череповецкого АО «Северсталь Менеджмент» и совладельца лесоперерабатывающего комбината «Свеза». Дочерним предприятием «Свезы» и должен стать тот самый Судский ЦБК, который будет использовать отходы лесозаготовок и лиственных деревьев.
На данном этапе в Вологодской области идет подготовка к строительству ЦБК: готовы проекты газовых коммуникаций, электросетей, новой дороги к объекту, рассказывают представители инициативной группы.
Планы по возведению Судского ЦБК вызвали шквал общественной критики и сопротивления в соседствующих с Рыбинским водохранилищем регионах.
Цеха ориентированы на начальную, самую грязную стадию производственного цикла – изготовление из древесного сырья белёной сульфатной целлюлозы. Далее заготовки планируется экспортировать финнам, которые из чистого «полуфабриката» будут производить бумагу.
Сотни жителей 1 декабря в Череповце вышли митинговать на Комсомольскую площадь. Против комбината высказались общественники, экологи, ученые, публицисты, политики, представители системных КПРФ и ЛДПР, либертарианцы. На акции присутствовали депутат Государственной Думы Анатолий Грешневиков, депутат Ярославской областной Думы Шакир Абдуллаев, бывший губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын. Присоединились к протесту и представители общероссийского движения по защите Шиеса.
Несколькими днями ранее, 24 ноября, тысячный митинг по этому же поводу прошел в Рыбинске (при населении 188 тыс. чел.) Самый крупный митинг ожидается в субботу, 14 декабря, в Ярославле.
Сегодня усилиями нескольких регионов собрано более 38 тысяч подписей жителей против строительства завода. Параллельный сбор идет под петициями на интернет-платформах.
Особенность движения против целлюлозного завода – в его сильном «омоложении». Половина участников уже прошедших сходов, митингов и одиночных пикетов – это молодежь. Много юных лиц и среди сбощиков подписей, волонотеров, раздающих листовки, клеящих афиши с приглашениями на публичные мероприятия. С наклейками «СТОП ЦБК» ездят по городу автомобилисты. Обсуждения надвигающейся экологической беды проникли в местные, совершенно не политизированные до этого круги и сообщества.
- С 2013 года инициативная группа граждан Череповца при поддержке активных жителей соседних регионов бьется за то, чтобы этот проект не был реализован. Реализация этого проекта приведет, как мы считаем, к очень тяжелому экологическому коллапсу. Беда, если она случится, коснется всех. И не важно, какой флаг вы предпочитаете и не важно, что вы предпочитаете слушать по телевизору, - открыл митинг один из организаторов Алексей Кощеев.
По его словам, олигарх и местные власти создают иллюзии об огромном количестве рабочих мест, о небывалых деньгах, которыми будет завален бюджет благодаря заводу. В действительности – изученные документы говорят о противоположном. Когда мы открываем бумаги, видим, что там сплошные льготы [для бизнесмена] и от налогов он в первые годы освобожден. Рабочих мест нет, только 400 позиций для специалистов. Цель понятна – получение огромных прибылей, которые пойдут только нашему олигарху, продолжает Кощеев.
Месторасположение завода не оставляет сомнений. Северо-запад, имеющий выход к пяти морям - максимальная близость к Европе, мощная железнодорожная сеть, которая позволяет отправлять продукт по всему континенту. Куда же будет продаваться целлюлоза, о которой столько разговоров? В том, что промышленники и олигархи будут отдавать предпочтение именно экспорту, а не использовать продукт внутри страны, сомнений нет. Пока что это намного выгоднее, чем продавать в Россию. Деньги, как понимаем, не пахнут. Весь запах вредного производства и смертельные химические соединения, которые несут в себе риск онкологических и других заболеваний, останутся нам, - подытоживает выступающий.
- Плюсов от строительства комбината под Череповцом не видит никто, кроме владельца предприятия. Возможность выпуска целлюлозы в гигантских объемах благодаря ресурсам Рыбинского водохранилища, удобная логистика, включающая железную дорогу и автомобильные трассы, инженерные кадры Череповца – на этом преимущества завода, которыми руководствуется олигарх и потакающие ему чиновники, исчерпываются. И все эти удовольствия для него – совершенно бесплатно, без налогов. О людях не думает никто, - говорит жительница Рыбинска Татьяна Разумнова.
Знаем, что есть рыбинцы, которые всерьез настроены переезжать из города, если комбинат заработает. Никто не хочет губить своё здоровье и вредить своим детям, говорят представители инициативной группы.
Из-за прихоти одного бизнесмена собираются уничтожать любимую рекреационную зону жителей – территорию, где много лет развивали инфраструктуру детских лагерей, базы отдыха. Циничность властей в том, что именно сюда они хотят втыкать целлюлозное производство. Запущен процесс смены назначения земель с природоохранного на промышленное. Главное требование митингующих - возвращение территории природоохранного статуса. «Земли возвращены – мы победили. Нет – стоим на своём», - говорят они.
- Прямо на берегу Рыбинского водохранилища собираются строить целлюлозно-бумажный комбинат. Если проект будет реализован, то это будет самый большой комбинат в Европе – в пять раз больше Байкальского. К и уже загрязнённому Рыбинскому морю добавятся тысячи тонн сливов в год. Производство - "черновое" то есть не бумагу у нас будут производить, а только сырьё для неё - выбеленную целлюлозу. Самый вредный первый передел древесины. Все отходы будут оставаться у нас. Зарубежные промышленники заказывают у нас готовый «полуфабрикат», потому что производство выбеленный целлюлозы у них запрещено, там понимают, что этот способ производства наносит непоправимый вред окружающей среде, - говорит автор петиции на Change.org Олег Леонтьев.
Среди активистов начинают звучать заявления о необходимости проведения межрегионального референдума. Открытым остается вопрос и о вырубке леса. Люди выражают недоверие к декларируемым объемам сырья. До 4 млн 900 тысяч кубов древесины в год планируется перерабатывать на комбинате. Но разве это не явно больше заявленных только ветвей, пней, щеп и листьев? В существующей документации нет никаких гарантий, что под пилу не попадет хвойный подрост.
На фоне борьбы против целлюлозного завода в Ярославской области актуализировался онкологический вопрос. По мнению активистов, есть проблемы с доступностью и качеством оказываемой помощи таким пациентам. А будет, судя по всему, еще хуже… «Ярославская область и непосредственно Рыбинск занимают лидирующие места по числу онкологических заболеваний в ЦФО. Многие специалисты связывают это лидерство с экологической обстановкой. В Череповце работают крупные предприятиями цветной и чёрной металлургии. Опасность смешивания их выбросов с отходами ЦБК окажет ещё более губительное воздействие, не нужно быть биологом, чтобы это понять. Но что же будет, если еще и в воде появятся отходы вредного производства? Если мы не выступим сегодня, если отступим, то как сможем мы после посмотреть в глаза детям?» - тревожатся жители. «Мордашову – деньги, нам - рак», - доносится с принесенных на митинги листовок.
22 ноября мэр Череповца Вадим Германов заявил, что окончательное решение о строительстве Судского ЦБК не принято. Власти соседней Ярославской области тоже пытаются усыпить бдительность жителей, убеждая, что на митинги ходить не надо, так как над проблемой якобы работают.
В ответ на протесты компания «Свеза» Мордашова развернула на федеральных ресурсах дорогостоящую PR-компанию. Транслируемая позиция: производство будет экологически чистым, а не согласных с этим постулатом надо привлекать к уголовной ответственностью за клевету. «Подчеркнем, что компания «Свеза» разрабатывает проект целлюлозного завода, а не целлюлозно-бумажного комбината, как заявляют некоторые политики. Уже один только этот фактор предполагает многократное снижение воздействия на экологию (цикл производства бумаги отсутствует). Также отметим, что современная мировая практика строительства целлюлозных производств предполагает возведение предприятий, практически не оказывающих воздействие на окружающую среду. Например, за последние годы в Финляндии было построено несколько аналогичных заводов. И пример этой страны однозначно свидетельствует об эффективности новых технологий и практик в снижении выбросов при одновременном росте производства – объем целлюлозного производства у финнов только растет», - цитирует пресс-заготовки «Свезы» Эхо Москвы.
Почему же, спрашивается, кристально чистое по экологическим меркам производство первичного цикла, сами финны сплавляют "на аутсорсинг" в Россию?
18 ноября в просторах сети появилась копия письма без даты на имя премьер-министра России за подписью якобы совладельца «Свезы» Алексея Мордашова. В письме адресант обращается к Дмитрию Медведеву с просьбой профинансировать из бюджета строительство подъездной дороги к стройплощадке. Кроме того, просит разрешить использовать генерируемую комбинатом электроэнергию напрямую, без выдачи её в общую энергосистему, что позволяет экономить комбинату ежегодно около 2 миллиардов рублей.
Лоббирующая завод сторона уверяет, что оно будет оснащено самыми современными очистными сооружениями. Однако эти фильтры не спасут Рыбинское водохранилище от планируемых к сбросу веществ, способствующих размножению флоры. Институт биологии внутренних вод имени И.Д Папанина РАН уже дал отрицательное заключение о возможности построить на Рыбинском водохранилище безвредное, безопасное целлюлозное производство. Построить безопасное производство нельзя.
Планирующийся комбинат представляет собой очень водоемкое производство. На одну тонну выпускаемой целлюлозы уходит порядка двадцати тонн воды. Небольшая её часть расходуется, остальная – возвращается обратно в водоём. Даже при самой лучшей очистке в водоём всё равно будет возвращаться техническая вода. Когда речь идёт о любых невынужденных загрязнениях, то нельзя оперировать понятиями малого или большого объема загрязнений, на тему чего сейчас пытаются торговаться чиновники. «Рыбинское водохранилище итак цветет весной и летом. С сине-зелёными водорослями – настоящая беда. Предприятие обернет и без того сложную ситуацию в экологическую катастрофу», - говорит Татьяна Разумнова.
Независимые экологи сходятся во мнении, что при производстве целлюлозы техническая вода неизбежно будет взаимодействовать с уже имеющимися в водохранилище другими загрязняющими веществами и соединения из просто вредных превратятся в ядовитые. При производстве целлюлозы сульфатным способом волокна будущей бумаги приобретают насыщенный коричневый цвет. Чтобы отбелить сырье используют соединения, которые легко отдают атомы хлора – частицы в высокой степени агрессивные.
Сегодняшняя Волга – одна из самых загрязнённых рек России. На ликвидацию донных захоронений, нейтрализацию промышленных отходов и восстановление прибрежных почв выделяются сотни миллионов рублей из федеральной казны. С запуском целлюлозного производства гигантские траты бюджетов на спасение Волги превратятся в пшик, говорят эксперты. Органические загрязнения в реке – идеальные мишени для хлора. Он преобразует их в ядовитые для человека и животных новые соединения.