Интересный прогноз развития современных платежных средств в нашей стране сделал в своем блоге публицист Михаил Макогон:
«В Рунете были когда-то (до начала 10-х примерно) очень развиты платежи СМСками. Хуже способа - нарочно не придумаешь. Хорошая комиссия агента - 40%, со входа может быть и 60% (не шутка).
За это, как и за бурное развитие электронных денег, вроде ЯДов и WM, нужно сказать спасибо российским банкам. До определенного момента они считали платежи в интернете каким-то излишним барством. Львиная доля карточек на руках у населения вообще подписывалась “electronic use only”, на них не было даже CVV, остальные могли не работать потому что.
Упаси вас, причем, бог звонить по этому поводу в поддержку или идти в отделение. Рождение избранного, который узнал, что пластик - он не только в банкомат вставлять - вело к циклическому сбою сознания местных сотрудников.
Если СМС, ввиду уж радикальной своей убогости - вымерли, то Яндекс.Деньги и, в какой-то мере, Вебмани - факт нашей жизни.
И так, в общем, всегда. Когда вы видите, что какой-то маргинальный для остального мира бизнес очень развит на локальном рынке - где-то в прошлом для этого была фундаментальная причина.
Например, может оказаться, что плотность компьютерных клубов как у булочных (в некоторых азиатских странах) - это эхо каких-то запретительных пошлин на компьютерную технику, от которой, например, были освобождены образовательные и научные организации - они их на каждом углу наклепали, формат прижился. Пошлин нет как 20 лет, компьютеры доступны всем, но потребитель привык.
Историю с распространением общественных прачечных в Штатах, укорененную в удобный механизм легализации доходов мафии - вы и без меня знаете.
Когда мы говорим о развитых демократических странах, защита прав собственности в которых - звук не пустой, то я слабо, откровенно говоря, представляю себе перспективу криптовалют как платежного инструмента.
Не спекулятивного актива, а именно что инструмента взаиморасчетов. Потому что американский доллар, евро, швейцарский франк, норвежская крона, если вы не торгуете наркотиками, оружием или людьми - они лучше просто во всем. Их эмитенты - ведущие центральные банки, на которых лежит политическая ответственность и которые, в среднем, понимают что они делают.
В случае России же, преимущества криптовалют вполне очевидны. Потому что “дело ФБК” - это не про преследование политических оппонентов. Это манифестация определенной механики: любые деньги на счетах в российских банках могут быть изъяты в любой момент и по любому поводу. Нас не волнует, видели ли вы в глаза хоть одного фигуранта нашего безразмерного уголовного дела. Вопрос вашего разорения - он целиком на свободной воле следователя.
Т.е., рублевая зона становится просто токсичной. Мы на практике видим, что нет способа надежно гарантировать себя от такого рода ковровых экспроприаций. Всегда может выясниться, что ты снимал квартиру у того же собственника, что сдал площадку под лекцию Светову.
И не нужно думать, что это касается только политики. Силовики живут в общем информационном поле. Они видят, что такое теперь носят. Никто не будет забивать гвоздь пяткой, когда сосед уже молотком.
Взаиморасчеты в крипте на таком фоне, еще и с явным, напрямую декларируемым движением государства в сторону контроля и обложения каждого вашего рубля, со стремительным сворачиванием всех серых зон - выглядят вполне разумным решением.
Во всяком случае, до вашего верно защищенного биткойн-кошелька товарищ майор велением левой ноги не доберется.
Что здесь плохого? Мы с вами выше об этом говорили. Форматы имеют свойство намертво приживаться. Спустя 20 лет уже все забудут, в чем та причина, что крипта до того популярна именно у нас. Но новым властям придется во всей своей политике этот малоприятный, с точки зрения регулирования, факт - нативную для экономических агентов черную зону, учитывать.»