Наталья Сейбиль
Наблюдатели давно отмечали слабость позиций Левченко на фоне более успешных глав регионов. Многочисленные провалы иркутского губернатора удавалось смикшировать благодаря влиянию лидера КПРФ Геннадия Зюганова.
Напомним только один факт: в начале 2019 года более 31 тысячи человек подписали петицию за отставку губернатора Сергея Левченко, адресованную Президенту России, Генеральному прокурору страны и председателю правительства. Тогда люди были возмущены хладнокровным убийством спящего медведя, которое совершил забавы ради Сергей Левченко. Авторы писали в своих требованиях: «Отправить в отставку Сергея Левченко, бесчеловечные люди нам не нужны у власти».
Тем не менее Левченко не сняли с должности. Потребовались провалы в ликвидации Тулунского наводнения, чтобы сам губернатор написал заявление об уходе.
Так что сегодня терпению федерального центра пришел конец. КПРФ больше не является палочкой-выручалочкой для региональных политиков, чья деятельность оценивается не сколько по идеологическим критериям, сколько по вполне реальным делам. Эту версию отставки нам подтвердили, хотя и с оговорками, авторитетные политологи.
Алексей Мухин, политолог, генеральный директор Центра политической информации:
- Губернатор замкнулся в себе. Несмотря на прямые указания президента, не решал проблемы населения области. Неоднократно ему об этом было сказано в категорической форме, но Левченко упорно шёл к отставке, не исправляя те недочёты, на которые ему указывалось откровенно и открыто. Его упрямство было вознаграждено теперь отставкой.
КПРФ утеряла эту квоту. Не секрет, что неофициально есть определённое квотирование, и парламентские партии по паре рекомендуют своих губернаторов. Доупрямились, что называется. Получилось, что Левченко не оправдал доверия президента. Итог был предсказуем.
Дмитрий Орлов, политолог, генеральный директор «Агентства политических и экономических коммуникаций „АПЭК“»
:
- Основная причина ухода Левченко - неверное реагирование иркутских властей на наводнение в области. Действовать пришлось армии, другим властным структурам и лично президенту, а мобилизация сил и ресурсов в регионе была явно недостаточной. Левченко так и не удалось наладить отношения с федеральным центром и региональными элитами. Конфликт бывшего губернатора с элитами был масштабным: в него были вовлечены и главы муниципалитетов, и депутаты от «Единой России».
Константин Костин, руководитель Фонда развития гражданского общества:
- Это одна из самых ожидаемых отставок, потому что было довольно много претензий к губернатору на протяжении последних нескольких лет. Конечно, ситуация с ликвидацией последствий наводнения в Тулуне и других районах, стала очень серьёзным триггером последовавших решений. В целом Левченко, с одной стороны – опытный политик, но достаточно старой формации, время которой уходит уже очень давно. Он сформировался как политик в девяностые годы и относится к тому поколению губернаторов, у которых сразу после того, как они вступают в должность, различные компании, аффилированные с их родственниками или близкими людьми, резко начинают идти в гору. Это уже устаревший тип руководителя, мало вписывается в современные реалии. Поэтому, мне кажется, его отставка была делом времени. Он был выдвинут КПРФ, и на первом этапе его победу никто предположить не мог. Но в силу серьёзных внутриэлитных конфликтов в Иркутской области, действующий губернатор проиграл, а Левченко стал руководить. Но руководил он в соответствии с теми установками и представлениями о том, как надо выстраивать дела в регионе, которые у него сложились в девяностые годы. Сейчас, на фоне нового поколения губернаторов, он, конечно, смотрелся очень архаично. В данном случае каким образом мог его защитить Зюганов? Поехать работать вместо него, или вместо него силами коммунистической партии ликвидировать последствия наводнения в Тулуне? Я бы не связывал ситуацию с отставкой Левченко с его партийной принадлежностью. У нас есть губернаторы, представляющие оппозиционные партии. Они возглавляют регионы и работают вполне успешно. Даже на фоне своего товарища по партии, губернатора в Орловской области, вытянутого КПРФ – Андрея Клычкова, Левченко выглядел руководителем с устаревшей программой.
Сергей Марков, политолог:
- В течение долгого времени у Левченко набирались противоречия с федеральной властью. В конечном итоге это и прорвалось отставкой. Дело не только в его партийной принадлежности. У КПРФ и с Грудининым не очень получились, не слушается КПРФ администрацию президента. Администрация ими пытается командовать, а они не хотят, чтобы ими командовали. КПРФ несколько раз пытались в разных ипостасях приручить, сделать из них ручную оппозицию. Зюганова пытались заменить. Но пока не получилось. КПРФ является реальной оппозицией, тем более, они оппозиция не антироссийская, как Навальный, Ходорковский. Они внутрироссийская оппозиция, как в нормальных цивилизованных странах. Когда люди голосуют за оппозицию, они голосуют за КПРФ. Они – настоящие, в отличие от всех остальных. Но у них противоречия с администрацией. Путин относится к ним с уважением, но уважение Путина базируется и на том, что у КПРФ есть своя доля самостоятельности, в отличие от «Справедливой России» или ЛДПР. Но у Левченко были и реальные провалы. Это тоже верно.