Posted 12 декабря 2019, 10:57

Published 12 декабря 2019, 10:57

Modified 7 марта, 15:31

Updated 7 марта, 15:31

The Hollywood Reporter включил "Левиафана" в список лучших картин десятилетия

12 декабря 2019, 10:57
Тодд МакКарти, ведущий кинообозреватель издания The Hollywood Reporter, в начале декабря поделился собственным рейтингом из 10 лучших и самых значимых картин уходящего десятилетия.

Диляра Тасбулатова

Рейтинг получился весьма разнообразным, так сказать, на любой вкус – в нем соседствуют меланхоличная сверхъестественная драма, боевик, яркий байопик, альтернативная история, закрученный корейский триллер и российская трагедия (пишут СМИ).

Но дело не только персонально в МакКарти – очевидно, рейтинг репрезентует и мнение The Hollywood Reporter, и одновременно отражает место «Левиафана» в американской табели о рангах.

Интересно, что именно Звягинцев удостоился такой высокой оценки: он, кстати, чуть ли не в Книгу Гиннеса входит - как обладатель самого большого числа премий за ВСЮ историю кино (!). Случай поразительный, из ряда вон: никто не умаляет его таланта, но, согласитесь, это действительно странно, ибо история кино богата на великие имена.

Тем не менее: я помню, сама была поражена, когда мне сообщил об этом один продюсер. Ну, может, так карта легла, бывает: да и лестно, чего уж там, что именно он, русский, россиянин, стал лидером мирового «общественного мнения». Стало быть, именно он, и никто другой, задел какую-то струну коллективного подсознательного, причем не только России, хотя почти все его фильмы, кроме «Изгнания», ни на какой почве не укорененного, рассказывают именно о России.

И если, скажем, «Елена», где он проявил себя сильным социологом, рассматривает частный случай, повествуя о «маленьком» семейном преступлении, то «Левиафан» - еще хлеще, чем «Елена» и «Нелюбовь» - демонстрирует картину тотального распада огромной страны. История о том, как маленький человек походя, словно надоедливый комар, раздавлен властью, сращенной с криминалитетом, вырастает в античного накала трагедию, где прокатятся по всем, всё будет разрушено, жена героя погибнет, сам он сядет на 15 лет, а те, кто это проделал, воздвигнут на месте своих преступлений церковь.

А остов кита на берегу мощного северного моря и пейзажи Мурманской области, суровые и прекрасные, - будто послужат естественным величественным обрамлением этой трагедии, снятой уже зрелым Звягинцевым. Главным, как изволит выражаться Ямпольская и другие охранители, «русофобом» страны.

Охранители на то и охранители, что охраняют свой собственный мирок, сплошь состоящий из заклинаний, мемов, лозунгов и речёвок, призванных не потревожить их благополучие, в том числе и финансовое. К ним, правда примыкает хор других, вроде как не привластных, но обидчивых как дети, инфантильных как пятнадцатилетние смолянки, которые, правда, если что, порвут за Русь, словно стая бешеных собак. Причем не тех, кто действительно уничтожает страну, а тех, кто смеет об этом говорить: то, что я называю «синдромом соседей», ужасающихся моему, например, «русофобству». Говорить о безобразиях и преступлениях нельзя, ибо чудодейственным образом попираемый диктатурой человек идентифицирует себя со своими же гонителями. Жаловаться, правда, бегут именно к тем, кто хоть как-то помогает и борется с условным «ЖЭКом», как герой Звягинцева.

Самое же кощунственное, по их мнению, - это, как ни странно, нападки на Церковь, притом что страна чуть ли не целый век была демонстративно атеистической. Получается, что этот номенклатурный фарс, который делает картину Звягинцева особенно актуальной, а образ воздвигнутого на месте преступления храма – многозначным, и раздражил и власти предержащие, и обывателя.

Мединский, недовольный картиной и даже позволивший в ее отношении не парламентское выражение «рашка-говняшка» (потом, правда, сильно извинялся, но на видео всё осталось), попал в двусмысленное положение: русофобский фильм огреб охапку призов, деньги на него давал возглавляемый им Минкульт – и вот те нате. Больше не дадим – где-то и такое промелькнуло: не знаю, что он так переживает за деньги налогоплательщиков. Прямо как за свои собственные.

Что именно сказал г-н Мединский по поводу списка солидного американского издания, мы пока не знаем.

Подождем с недельку, интересно же проверить его дипломатические способности.

Десятка лучших фильмов десятилетия:

  1. «Карлос» (2010) Оливье Ассаяса
  2. «Социальная сеть» (2010) Дэвида Финчера
  3. «Внутри Льюина Дэвиса» (2013) братьев Коэнов
  4. «Выживут только любовники» (2014) Джима Джармуша
  5. «Служанка» (2016) Пака Чхан Ука
  6. «Левиафан» (2014) Андрея Звягинцева
  7. «Однажды в Голливуде» (2019) Квентина Тарантино
  8. «Бруклин» (2015) Джона Краули
  9. «Безумный Макс: Дорога ярости» (2015) Джорджа Миллера
  10. «Привратники» (2012) Дрора Морех

Список премий «Левиафана»:

Премия «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке

67-й Каннский кинофестиваль:приз за лучший сценарий — Андрей Звягинцев и Олег Негин

32-й международный Мюнхенский кинофестиваль приз за лучший иностранный фильм

Фестиваль европейского кино в Паличе (Сербия) Главный приз

Лондонский кинофестиваль — приз за лучший фильм

22-й международный фестиваль искусства кинооператоров Камеримидж*, Быдгощ, Польша главный приз «Золотая лягушка» — Михаил Кричман

Международный кинофестиваль в Абу-Даби (2014): Гран-при «Чёрная жемчужина» приз за лучшую мужскую роль — Алексей Серебряков

премия «Золотой павлин» за лучший фильм

премия за лучшую мужскую роль (Алексей Серебряков)

главный приз за лучший фильм года

Премия «Золотой орёл»:

Лучшая режиссёрская работа — Андрей Звягинцев

  • Лучшая женская роль — Елена Лядова

Лучшая мужская роль второго плана — Роман Мадянов

Лучший монтаж фильма — Анна Масс

Фестиваль египетского и европейского кино в Луксоре (Египет)

«Золотой Джедд» — высшая награда кинофестиваля

Лучший фильм

Лучшая режиссёрская работа — Андрей Звягинцев

Лучший сценарий — Андрей Звягинцев, Олег Негин

Лучшая мужская роль — Алексей Серебряков

Лучшая женская роль — Елена Лядова

Лучшая мужская роль второго плана — Роман Мадянов

Профессиональный приз Ассоциации продюсеров кино и телевидения в области телевизионного кино — специальный приз жюри за выдающиеся достижения в киноиндустрии[74]

Премия «Ника»:

Лучшая женская роль — Елена Лядова

Лучшая мужская роль второго плана — Роман Мадянов

Подпишитесь