Анализируя причины грандиозного скандала, в результате которого Россия была отлучена от большого спорта, сетевой аналитик Дмитрий Милин написал в своем блоге:
«Теперь вообще про «большой спорт». Все кто побеждает на олимпиадах и чемпионатах сидят на допинге. Никогда его не принимали разве что спортсмены занявшие последние 3 места. Да и то не факт.
Индустрия «большого спорта» это соревнование фармакологических индустрий, которой у нас де-факто нет, а в СССР была. Самые сильные фармакологические отрасли в США, Китае, ЕС.
Создание нового допинга дает преимущество спортсменам, пока его не раскрывают антидопинговые агентства. Допинг работает до момента его раскрытия антидопинговыми агентствами, потом, после его раскрытия его перестают применять, заменяя новым, если есть.
Долгое время РФ держалась на достижениях СССР у которого были аналоги западных допингов, с похожими, но оригинальными рецептурами. Поэтому мы долго держались в большом спорте около лидеров. Т.к. западные допинги были известны, а советские не идентифицировались антидопинговыми службами.
У России новых допингов нет, так нет «большой фармы». В какой-то момент латвийский (вроде) врач «слил» советские рецептуры допингов WADA, те малость ошалели от такой «простоты», но внесли советские рецептуры в перечень запрещенных препаратов.
И тут у нас начались провалы в спорте, в т.ч. на зимней олимпиаде в Ванкувере. После этого наши и начали строить государственную систему фальсификации проб с помощью ФСБшников-моченосцев, но после олимпиады в Сочи, на которой Россия совсем обнаглела «перебрав» медалей свыше обычной нормы, уехавший в США Родченков «слил» всю схему и фамилии спортсменов.
Вот тогда и начались пересмотры сочинских результатов и следом - скандал. Нигде в мире спецслужбы такой фигней, как подмена проб мочи, не занимаются. А когда Следственный Комитет России засветился в сокрытии и фальсификации доказательств, у всех терпение лопнуло.
Проблема не в самом факте обнаружения допинга у спортсмена — это рядовой случай, который случается со всеми странами время от времени.
Проблема в создании в России государственной (!!!) системы фальсификации проб и фальсификации доказательств. Спалившись на подмене проб мочи, чиновники РФ спалились вторично на фальсификации базы РУСАДа в СКР.
Российские власти подвела вера в свою безнаказанность, подтверждаемая годами безнаказанной лжи и фальсификаций выборов в РФ. Они подумали, что если можно так долго обманывать россиян, то почему нельзя обмануть весь мир. И просчитались.
А расплачиваться теперь за эту наглость властей всей России и российским спортсменам своими загубленными карьерами.»
***
Впрочем, публицист Александр Шмелев считает, что все еще хуже, поскольку мошенничество стало основой основ российского государства:
«1. Мухли, фальсификации и подтасовки — основа основ режима. Везде и во всем. В свое время я окончательно понял всё про этот режим, когда случайно увидел, как готовят вбросы на выборах в московских управах: руководители заранее проводят тренинги, как отвлекать внимание наблюдателей, как проносить пачки бюллетеней под блузками, как быстро вбрасывать их в урны, а тетки из управ покорно слушают и пытаются повторить. То же самое творится и во всех остальных сферах: будь то заранее написанные приговоры судов, наштампованные под копирку рапорты росгвардейцев, отказ в регистрации всем собравшим подписи одновременно с регистрацией всех фиктивных, "ихтамнет" в Донецке, фальшивые "репортажи" и заранее срежиссированные "ток-шоу" в государственных СМИ, и так далее. Причем никому даже не приходит в голову, что можно как-то иначе, и эта уверенность транслируется с самого верха. Власть в стране давно и прочно захвачена "троечниками", для которых главное — заготовить побольше шпаргалок и незаметно подсмотреть в них. А "отличники" в их картине мира — это не те, кто по-настоящему выучили уроки, но те, кто умеет подглядывать в шпаргалки так, что никто не замечает. Разумеется, то же самое происходит и в спорте, где победы с медалями считаются делом государственной важности, и это накладывается на уверенность, что "все принимают допинг, по-другому никак, главное просто не попадаться".
2. Отличие спорта от других сфер в том, что там гораздо меньше суверенитета. В свое время Сурков продвинул этот самый суверенитет как основу новой государственной идеологии РФ ("суверенная демократия"), и с тех пор я постоянно натыкаюсь на его упоминания как чуть ли не главной ценности. Меж тем, на мой взгляд, суверенитет — штука довольно вредная. По крайней мере, в том значении, как его у нас понимают ("на своей территории мы можем делать всё, что хотим, хоть детей есть на завтрак, хоть атомные реакторы ежедневно взрывать, хоть еретиков на кострах жечь, тут нам никто не указ"). Однако в спорте высоких достижений основные доходы приносят международные соревнования, поэтому наднациональные организации реально имеют больший вес, нежели национальные, и на Путина с его моченосцами может найтись управа. Если бы ООН обладала хотя бы частью той власти, что какая-нибудь ФИФА, ни войн, ни диктаторов на земле больше бы не было.
3. Судя по тем комментариям, что я читаю — наказание вынесено слишком мягкое. "Всё это часть кампании против России", "все принимают допинг, а наказывают почему-то только нас", "ничего страшного, несколько лет поездим под белым флагом, а там всё забудется" и так далее. Вменяемее всего реагируют люди близкие к спорту — сами спортсмены и спортивные журналисты — но их, к сожалению, слишком мало. Думаю, для того, чтобы наказание реально подействовало, надо было отстранять Россию бессрочно. До тех пор, пока она не продемонстрирует реальные шаги к расставанию с прошлым и наказанию виновных (всех причастных к мухлям и фальсификациям — в тюрьму, всех знавших, но молчавших — вон из профессии, тотальная чистка всех федераций, полная открытость всех проб и анализов, и так далее). И исключать надо было отовсюду — включая континентальные соревнования, футбольные еврокубки, Спартакиады, товарищеские матчи и проч. И под нейтральным флагом не разрешать выступать — кто хочет участвовать в международных соревнованиях, пусть меняет гражданство. Может, хоть тогда проняло бы? Хотя все равно сомневаюсь, конечно. Тут всю систему надо менять... Не может везде всё фальшиво быть и только в спорте по-честному. Не бывает так...»