За четыре года, проведенных в московских СИЗО, экс-чиновника вывозили более 200 раз к свидетелям и в суда. В автозаказ Марущак провел в общей сложности порядка 1600 часов и требует 15 млн рублей компенсации, сообщают «Ведомости».
Ситуация с истцом осложнена тем, что он, будучи инвалидом, вынужден передвигаться с помощью протеза. Автозаки же не приспособлены для этого.
Марущак намерен доказать свою правоту, сославшись на недавнее решение ЕСПЧ по делу «Томов и другие против России». В этом деле суд признал бесчеловечными условия транспортировки заключенных в РФ.
Отметим, что это не первое подобное решение суда. Но тут инстанция вынесла «пилотное постановление», признав тем самым проблему системной. Одна из заявительниц получила по решению ЕСПЧ компенсацию в 1500 евро за двадцать перевозок, продолжительность которых составила 11 часов 40 минут, приводит в пример Марущак. Взяв в качестве примера расчеты компенсации за автозак-часы, бывший чиновник предположил, что ему полагается 15 миллионов рублей. Однако Марущак готов сделать «скидку», понимая, что российские судьи не обеспечивают эффективной правовой защиты при рассмотрении жалоб даже на пытки. Таким образом, заявитель согласен всего лишь на 15% от указанной суммы – то есть, 2 250 000 рублей.
В ЕСПЧ Марущак также обратился. Его представитель, Эрнест Мезак, уточнил, что поводом обращения стали условия перевозок, но жалоба будет отозвана, если российская инстанция согласится с иском. Юрист напомнил также, что истец был оправдан по статье об организованном преступном сообществе, а значит, находился в СИЗО так долго без каких-либо на то оснований.
Издание приводит слова источника из числа сотрудников правоохранительных органов, который рассказал о том, что в прошлом году Верховный суд рассчитал, что ущерб от незаконного содержания под стражей по тарифам ЕСПЧ составляет порядка 2000 руб в сутки, и назначил компенсацию свыше 2 млн руб, а не 600 ты, как местный суд. Однако важно установить сам факт причиненного вреда. Согласно законодательству РФ, право на получение такого возмещения доказывать не надо, но что касается перевозок – дело другое. Нужно будет еще доказать, был ли автозак переполненным, когда в нем везли бывшего чиновника, или, может быть, заключенного не кормили. Марущак же считает, что отечественные суды изначально проверяют перевозки на соответствие российским нормативам, а они сами по себе являются пыточными, потому задача его иска – понять, насколько суды воспринимают позицию ЕСПЧ.