Posted 5 декабря 2019, 17:19
Published 5 декабря 2019, 17:19
Modified 7 марта, 15:37
Updated 7 марта, 15:37
Банки начали получать письма от налоговых органов, содержащие просьбу представить в ИФНС документы, которые были истребованы у клиентов-юридических лиц в рамках контроля за исполнением 115-ФЗ (Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»), сообщает “Коммерсантъ” со ссылкой на информацию, полученную в кредитных организациях.
Поясняется, что ИФНС запрашивает документы, поясняющие экономический смысл перечисления на счета физлиц (а именно договоры с контрагентами), а также документы, подтверждающие целевое назначение снятых наличных по чекам или с использованием корпоративных карт. Кроме того, налоговые службы просят предоставить информацию о том, блокировались ли счета компании за нарушения 115-ФЗ.
В ФНС подчеркивают, что данная мера носит “точечный” характер. Однако возникают ситуации, когда банки трактуют сам факт запроса как повод для подозрений и резких шагов в отношении клиентов.
Гарегин Тосунян, президент Ассоциации российских банков (АРБ) в комментарии “НИ” пояснил, что хотя ситуация и неоднозначная, у проверяющих органов должен быть доступ к банковской информации, остальное — уже в компетенции самих кредитных организаций:
“Дело в том, что это не первый “наезд” на банковскую тайну. К этой информации правоохранительные органы в рамках возбуждения уголовных дел имеют доступ. Для борьбы с отмыванием также нарушается банковская тайна, информация открывается финмониторингу.
Налоговики тоже доступ к информации имеют. Наверное, логично, чтобы имели, потому что налоговые органы имеют достаточную компетенцию для выяснения всего, что связано с налоговыми платежами. Другое дело — почему через банки, а не через работу с самим клиентом? Налоговики этот вопрос ставят, чтобы им предоставили возможность использовать и банковские возможности для раскрытия информации.
Есть проблема чрезмерного расширения доступа к банковской информации — клиенты будут просто уходить в тень или в офшоры. Нужно очень аккуратно этот баланс поддерживать, чтобы не было оттока средств. С другой стороны, нужно, чтобы налоговики в тех редких случаях, в которых нужна банковская поддержка, ее получали.
Я думаю, банки к этому достаточно негативно относятся, но в рамках действующих и постоянно включающихся поправок в законодательство, налоговики такую компетенцию расширяют.
Если речь идет о том, что “точечно”, в тех случаях, когда есть достаточные основания, чтобы поинтересоваться банковскими счетами и выяснить, нет ли здесь серьезных правонарушений со стороны клиента, то банки будут клиентом интересоваться в том случае, когда видят, что интерес налоговой связан с какой-то сомнительной деятельностью или сомнительным поведением клиента. Естественно, банки задумаются, а стоит ли с этим клиентом продолжать работать, раз у него возникли обоснованные вопросы со стороны контролирующих органов. С другой стороны, если это вопросы, на которые клиент сумел достойным образом ответить, то это лишний раз убеждает банк, что этот клиент не боится вопросов, задаваемых налоговыми органами или финмониторингом. Все зависит от того, насколько достойно клиент сумеет ответить на поставленный вопрос.
Налоговики интересуются банковской информацией не потому, что срабатывает презумпция виновности, а потому, что по своей части хотели бы навести некоторые уточнения”.