Саша Соколов, театрал
Продюсер спектакля Александр Щипков - политолог, публицист, кандидат философских наук, действительный государственный советник 3 класса и "заместитель" Патриарха на Соборе по культурке.
Тема спектакля - как спасти умерший МХАТ во главе с Татьяной Дорониной. Место действия - Православный Собор.
Тут первый абсурд, ибо усопшего спасти невозможно. Его надо благополучно захоронить и памятник поставить. Но для Церкви это дело привычное. Там испокон веков верят в то, что Христос оживил Лазаря.
Но во-первых, это был сам Иисус. Во-вторых, советский театр и его бывшие актеры никак не годятся на роль Лазаря. Все, чем они прославились в последние годы - это участие в ток-шоу Малахова, передаче НТВ «Ты не поверишь!» и в публикациях желтой прессы.
Однако, насколько я знаю, Церковь клеймит позором и ток-шоу Малахова, и НТВ, и желтую прессу как идейно чуждых православию.
Мне все эти издания тоже не тру, но нельзя же Церкви быть такой лукавой. Публично осуждать, клеймить позором и Малахова, и НТВ, и желтую прессу, а самим для хайпа приглашать на Собор распиаренных ими персонажей.
Не комильфо ни разу.Ну да ладно. Простим Церкви эту слабость. В конце концов, любой пиар приветствуется для продвижения своих идей. Чем же Церковь-то хуже.
Как и в любом театре абсурда нить логики уловить сложно. Там в поисках зерна надо копать в глубину, проникать в идею, внимательно следить за действием и персонажами, в поисках смыслов.
Вчерашний спектакль был одним из лучших комедий абсурда, что я видел.
«На фига вам этот МХАТ, - подумал я, - если у вас здесь такой театр. Все есть. Продюсер Щипков, артисты, массовка, да еще и драматург Поляков! Сидящий в президиуме миллиардер Малофеев профинансирует ваш уникальный театр абсурда. А Президентом театра может стать сам Патриарх. Отличная идея, между прочим»
В прологе спектакля Щипков долго и уныло вводил в курс дела, рассказывая почему-то о спектакле «Три сестры» в БДТ им.Товстоногова.Ему спектакль категорически не понравился. Там, говорит он, по сцене бегали вместо трех сестер целых шесть и страшно истерили.Потом я понял, что это был его тонкий продюсерский ход. Подготовить зрителей к той истерии, которая разыграется в его спектакле, только чуть позже.
Впрочем, обращение к БДТ станет понятным, если учесть, что накануне заседания Комитет по культуре всячески открещивался от темы МХАТа. На сайте Всемирного Собора даже появилось вот такое заявление:
"Ранее в соцсетях распространилась ошибочная информация о повестке предстоящего мероприятия: якобы планируется дискуссия вокруг конфликта в МХАТе им. Горького. Недружественная ВРНС пресса даже высказала предположение, что комитет намерен устроить художественному руководителю театра Эдуарду Боякову судилище.Это не соответствует действительности. Комитет по культуре ВРНС не ставит своей целью разбирательство в конфликте."
Затем, для мягкой подводки к предстоящему аду, слово взяла основная докладчица. С трудом передвигая ноги, опираясь на клюку, она проковыляла к трибуне. Вернее, трибуну быстро убрали и заменили на столик и стул, так как стоять докладчица была просто не в состоянии. И видимо давно. Это была бывший зав.лит театра им. Дорониной Ореханова, мечтающая вернуться на рабочее место.
И тут, ребзя, мне показалось, что я не на всемирном соборе, а на съезде геронтологии.Ореханова говорила долго.Я услышал всю историю театра, начиная от первобытного-общинного строя. Закончила она советской эпохой имени все той же Дорониной. Ну, это логично, чо. На Дорониной Реалистический театр и закончился. Закончилась и драматургическая подводка.
Но чтобы подвести к аду, Щипков сделал еще один талантливый продюсерский ход.Он дал слово деду.Бодрый дедуля, с бородкой, был не моложе Орехановой. Да и говорил он также много. Но! Видимо, из-за неудачного зубного протеза, его речь была невнятной.Внятно прозвучало только одно слово «Педарасы!», причем два раза. «Педарасы!», «Педарасы!» Раздались бурные аплодисменты...
Тем временем подготовленные драматургом угольки ждали своего часа, чтобы в подходящий момент разгореться в бушующий адский огонь.
И момент этот не заставил себя долго ждать.Видимо, по просьбе Боякова, который как я выяснил позднее, в это время оказался с театром на гастролях в другом городе, к трибуне вышла актриса Бравицкая.
И опять верный продюсерский ход. После «вы чье, старичье?», Щипков выпустил эффектную женщину.Молодец Щипков! На контрасте сработал.
С этого места начинается основное действие театра абсурда русской православной церкви.
Бравицкая поблагодарила Доронину за то, что она на тридцать лет законсервировала театр, а теперь, на его базе создан беспрецедентный проект, а именно, Духовный Русский Православный Патриотический Центр с театром. Такого, сказала она, не было в России с 1917 года.
И тут началось. Присутствующие на заседании актеры стали ржать, захлопывать, свистеть и орать «Верните театр!».
Интеллигентная дама видно не привыкла к такому православному этикету и обхождению. Она растерянно посмотрела на Щипкова и попросила навести порядок.
Глупая, как и все артисты! Продюсеру Щипкову нужен хайп, а он еще не разгорелся.Не дождавшись поддержки, она повернулась к залу и пытаясь перекричать распоясавшихся артистов, нервно произнесла о еще одном историческом событии, которого также не было в российском театре с 1917 года.Оказывается, при театре набрали курс, где студенты-первокурсники на 90 процентов православные ребята, регулярно ходят в церковь.
Эта новость повергла публику православного Собора в еще больший неописуемый восторг. Ржали буквально до коликов.
Не ржал только Щипков. Его лицо было каменным, не выражающим никаких эмоций. Такие лица я видел в документальной хронике партийных съездов у членов коммунистической партии Советского Союза.Выражение лица Малофеева мне показалось слегка растерянным.
Надо сказать, Бравицкая своей пламенной речью оживила этот спектакль.
«Я не понимаю, - пыталась перекричать она вконец обезумевшую публику, - где я нахожусь? Это православный собор?Я рассказываю на Всемирном Русском Народном Соборе о том, что происходит сейчас в православном духовном центре и театре. Вчера там был Светлый Вечер с Аллой Митрофановой, и священник говорил с ребятами о семье, браке, об отношениях.(Зал ржет). Впервые на сцене театра советского и пост-советского периодов готовятся два уникальных спектакля. Один о Святых Петре и Февронии, а другой, по книге прот.Артемия Владимирова «Государев венец» о Царственных Страстотерпцев.»(Тут зал покатился от смеха. Раздался возглас «У нас театр отделен от церкви!»)
И вот тут даже я выпал в осадок.
Гениальный абсурд! Разбирать театральное дело на православном церковном соборе , при том, что театр отделен от церкви! Для меня это, кстати, большая новость. Буду знать.
Если так, то тогда действительно, они правы. И гнать из театра надо тех, кто там окопался. А вместе с ними и попов, которые туда регулярно шастают.Бравицкая их перечислила.Это Епископ Пантелеймон (Шатов), прот. Георгий Ореханов со своей книгой о Толстом, прот.Артемий Владимиров, прот. Максим Первозванский.
Но тогда, логично спросите вы, на кой эти бывшие артисты МХАТ пришли искать защиту от Боякова у Православного Собора под председательством Патриарха Всея Руси, считай у Русской Православной Церкви?
В том-то и дело, что в театре абсурда нет логики. Вернее, она есть, но только глубоко скрытая.И я вам сейчас ее вскрою. Обожаю все абсурдное. А Щипков, так он просто кумир абсурда.
По действию, как и положено, под восторженное улюлюканье толпы, вместо Боякова распяли Бравицкую.
А дальше началась привычная истерия все тех же персонажей. Теперь я понимаю, почему Щипкову не понравились три, а вернее, шесть истеричных сестер из спектакля БДТ. Такая истерия, что была представлена его труппой на Соборе, не снилась ни БДТ, ни какому другому театру. Отдать должное, работают слаженно, но надо бы поискать и новые формы. Этот вариант порядком надоел.
Но когда вышел драматург Поляков, многое стало понятным. Вот кто серый кардинал всего процесса. Вот кто автор всего этого абсурда!
Спектакли его новое руководство МХАТ убрало из репертуара, оставив один, да и тот в новой редакции. А это большая потеря авторских денег. Кресла главного редактора "Литературной газеты" у него также забрали. А не замахнуться ли на кресло художественного руководителя МХАТ? Отчего нет? Тут есть маленькое «но». Эти десять артистов, что пришли на Собор, не труппа театра.
Вот тогда и пришла идея устроить этот хайп. Каждому нужно урвать что-то свое.Орехановой - вернуться в должность зав.лита, Полякову - получить кресло художественного руководителя, артистам ...
А артисты - это замечательное орудие для достижения своих целей, с последующим устранением их как от отработанный, использованный материал.
Но что нужно Щипкову и в его лице Православной Церкви?
Вот это самый интересный вопрос. Не отделил же себя Щипков в своих тайных желаниях от Патриарха и Церкви?
Значит, выполняет заказ Церкви.Но какой?
Не думаю, что случайно пригласил он на заседание скандально известных, ставших одиозными актеров, далеких от православия.
И не пригласил никого с другой, конфликтной стороны. Бравицкая, как оказалось, не в счет.Она не работает в театре.Больше никого и не было.Там правда, попытался выступить в качестве примиряющего стороны писатель Холмогоров, но его и слушать никто не стал.Да и он не имеет к театру никакого отношения. Да и примерять не с кем.
Так что же хочет от всего этого конфликта поиметь наша, не побоюсь этого слова, Православная Церковь? Зачем она влезла в этот выеденную из пальца склоку, где на место отжившего старого пришло полное сил новое? Чье кресло хочет занять Щипков? Уж не Патриарха ли? А может быть, Малофеева, второго, после Патриарха человека на Соборе?В жизни такое невозможно. Но в театре абсурда все возможно.
Ведь, иначе как абсурдом не назовешь примкнувшей к организованной травле православных своею же Православной Церковью в лице Щипкова.
Ну и по сюжету пьесы абсурда, в финале кучка маргиналов во главе с Поляковым и Щипковым, приходят к Богу, падают на колени и просят закрыть православный духовный центр, окопавшийся в их театре и вернуть им МХАТ образца крепкого советского периода. У Президента и Патриарха они с этим вопросом уже были.
Я тут подумал, что в этот год, названный Годом Театра, при помощи СМИ, Президента и самого Патриарха, был устроен мощный хайп.Но честно, эта тема мне уже порядком надоела. Да она и изжила себя.
То ли дело 2022 год , который уже объявили Годом народных промыслов, прялки там всякие, матрешки, коромысла, оглобли...Ну, вы поняли, к чему я веду?