Эти меры, как полагают в ведомстве, помогут профинансировать строительство мусоросжигающих заводов (МСЗ), в том числе за счет средств экологического сбора. Об этом пишет "Коммерсант" во вторник, 3 декабря.
Как следует из проекта поправок (проект имеется в распоряжении редакции "Коммерсанта"), направленного думским комитетом по экологии и охране окружающей среды в Главное Правовое Управление Президента РФ для получения заключения на документ, сжигание твердых коммунальных отходов "для производства электрической или тепловой энергии" планируется признать утилизацией.
Сейчас данный процесс называется обезвреживанием (сжиганием). Издание отмечает, что поправки планируется внести в законопроект, касающийся авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду, который был одобрен Госдумой в первом чтении в январе 2019 года.
С 2015 года у производителей и импортеров есть выбор: либо обеспечивать самостоятельную утилизацию отходов, либо уплачивать экосбор. Сейчас средства экосбора расходуются в рамках субсидий регионам, в частности, для строительства МСЗ. Поправки заменяют эти нормы на расплывчатую формулировку, что расходование средств экосбора "осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ", а порядок его предоставления должно определить правительство.
Сжигание отходов не может являться утилизацией, рассказал "Коммерсанту" директор Института экологии НИУ ВШЭ Борис Моргунов, поскольку "утилизация подразумевает вовлечение отходов во вторичный оборот. Сжигание - уничтожение ценных фракций ТКО с огромным списком отягощающих последствий в виде выбросов, образования вторичных отходов (значительно более опасных золы и шлака), "золотого" тарифа для бизнеса и граждан на получаемую энергию".
Эксперт "Гринписа России" Алексей Киселев в беседе с изданием не исключил, что региональные операторы будут отдавать предпочтение сжиганию отходов, а не их переработке, чтобы дополнительно не тратиться на сортировку мусора.
Также собеседники "Коммерсанта" в отрасли отходов неоднократно заявляли, что раздельный сбор и продажа вторсырья невыгодны компаниям.
Координатор ассоциации "Раздельный сбор" Анна Гаркуша выразила мнение, что Минприроды, приравняв сжигание к утилизации, рассчитывает "гарантированно выполнить показатели нацпроекта". Нацпроектом предусмотрено, что к 2024 году на утилизацию должно быть направлено 36% всех российских отходов. Анна Гаркуша отметила, что "регионы могут вовсе не получить средств от экосбора, поскольку поправками не предусмотрен адресат".
Напомним, в конце ноября текущего года Минприроды также разработало требования к порядку обращения с отходами в свете продолжающейся "мусорной реформы". Госкомпании "Российский экологический оператор" (РЭО) было поручено к апрелю 2021 года разработать федеральную схему обращения с отходами.
В проекте требований Минприроды утверждается, что информация о любых перемещениях мусора из одного региона России в другой впервые станет официальной и публичной, а региональным операторам и мусоровывозящим компаниям запретят отклоняться от утвержденных маршрутов.
Наблюдатели не исключили, что инициатива Минприроды возникла из-за участившихся протестов в ряде российских регионов, куда попадает или будет привозиться в будущем мусор из Москвы и других крупных городов, и потому новые требования, как считают эксперты, станут проблемой, например, для столичных властей: им придется договариваться с другими регионами и публиковать информацию, в какие области, кроме Московской, и в каком объеме везут столичный мусор. Из 8 млн тонн отходов, ежегодно образующихся в Москве, лишь 4,6 млн тонн отправляется в Подмосковье, куда же поступает оставшийся объем (помимо того, что отправляется на мусоросжигательные заводы), официально не сообщается. По данным различных источников, этот мусор вывозится во Владимирскую, Тульскую и Рязанскую области, планируется вывоз и на полигон вблизи станции Шиес в Архангельской области, что уже неоднократно приводило к конфликтам с местными жителями и вызвало целое общественное противостояние в Шиесе.