Posted 2 декабря 2019, 10:04
Published 2 декабря 2019, 10:04
Modified 7 марта, 15:13
Updated 7 марта, 15:13
Михаил Крутихин, российский экономический аналитик, специалист по нефтегазовому рынку, историк и востоковед, партнер консалтингового агентства RusEnergy, в комментарии “НИ” пояснил, что Китаю газопровод “Сила Сибири” не сильно был нужен изначально, выйти на расчетные мощности Россия сможет в лучшем случае лет через 10 и что проект изначально не был коммерческим — это дорогостоящая показуха:
“Первое. Проект с самого начала был окружен враньем. Когда объявили при подписании документа, что это был контракт, а это был не контракт, а меморандум о взаимопонимании. Все контрактные цифры пришлось вставлять туда потом.
Второе. Объявили, что китайцы будут софинансировать проект на сумму 20-25 млрд долларов. Китайцы ничего такого не обещали и ни копейки не дали. Это было тоже вранье.
Далее, сказали, что с момента открытия в Китай будет прокачиваться 38 млрд кубометров газа, даже посчитали, сколько это будет на 10 лет, сумму даже дали. Но, надо учесть, что на этот годовой объем газопровод вместе со всей системой сможет выйти не раньше, чем еще лет через 10 — хорошо, если к 28, а то и к 30 году. То есть, это тоже вранье.
По поводу рентабельности проекта — если уж сам министр энергетики, выступая в Думе, сказал, что это некоммерческий проект, это надо учитывать. И, когда мы видим, расчеты газпромовских экспертов, говорящие о том, что вплоть до 28-30 года проект не выйдет на окупаемость — т.е. это затратный, убыточный проект для России — становится все ясно.
Затем. Китаю столько газа не нужно. Его 15 лет уговаривали, чтобы те согласились на этот проект, с трудом уговорили, а Китай сейчас вовсю сокращает импорт газа. Поэтому, во-первых, он не будет брать столько газа — это уже совершенно точно, во-вторых, он будет, как единственный потребитель на том конце дорогостоящей трубы, диктовать свои условия, как он уже диктовал по нефтяной трубе.
Поэтому этот проект выглядит, как дорогостоящая показуха, и единственные, кто материально выигрывает от этого проекта, — это подрядчики, которые нажились на его строительстве. С их контрактами, раздутыми сметами.
Российский бюджет в лице “Газпрома”, который у нас все-таки компания, контролируемая государством, на этом только потерял.
Общая стоимость проекта, если бы мы его обсчитывали, вместе с газоперерабатывающим заводом, освоением месторождений, со стоимостью трубопровода, компрессорных станций и так далее, она выходит примерно на показатель в 100 млрд долларов. Не 55, как говорил “Газпром”, а, если все учитывать — до ста миллиардов. А это никогда не вернется и никогда не окупится.
Выиграла от проекта и пропаганда, которая сейчас все это преподносит, как грандиозный прорыв в экспорте газа в азиатском направлении”.