Иван Петровский
Для начала посмотрим на состав докладчиков. Первой о судьбе русского реалистического театра заговорит Галина Ореханова - редактор отдела культуры коммунистической газеты "Советская Россия". Все бы хорошо, да только в недалёком прошлом Галина Александровна была заведующей литературной частью МХАТ им. М. Горького, в каковом качестве написала похвальную книгу о своей начальнице - Татьяне Дорониной.
Тональность и направленность дискуссии продолжат актёры МХАТа Антон Наумов, Александр Титоренко, Лидия Матасова, Елена Катышева, режиссёр Светлана Врагова, постоянный автор пьес, идущих на сцене МХАТ, Юрий Поляков... Надо ли говорить, что все эти и другие "звезды" былых времён придут на Всемирный Собор с единственной целью - продолжить священный бой с режиссёром Бояковым и его командой? Сделать это будет легко и приятно в отсутствие самого Боякова и его сторонников и под благословенным взором самого Патриарха Кирилла.
Таким образом, творческий и административный конфликт ОДНОГО из сотен российских театров переносится на уровень высших сфер. Что, впрочем, не удивительно после того, как Татьяна Доронина нажаловалась на Боякова самому Президенту Путину.
Анонс будущего судилища уже вовсю комментируют театралы.
"Персональный состав запланированного партсобрания–товарищеского суда делит все мероприятие на ноль. Во-первых, там есть целая театральная мошенница Врагова. После этого уже можно расходиться, но там ещё и Поляков. Хотя он-то может и не будет сильно пинать Боякова. Конечно, при нём репертуар МХАТа уже не полностью состоит из поляковских пьес, но кое-что осталось. А это – денежки, который Юрий Михайлович очень и очень уважает. Виктор Линник – газета «Слово» - это вообще настолько олдовый тру-патриот, что его даже Проханов боится, ну и городской сумасшедший по театру Павел Карташёв. В качестве тяжелой артиллерии - Аристарх Ливанов и актёры горьковского МХАТа. Будут клеймить, шеймить, блэймить и давить паровым катком в академии Глазунова.
А потом вынесут какую-нибудь многозначительную резолюцию «Мы подлинные патриоты оригинального розлива глубоко возмущены…. Выражаем негодование… требуем изгнать из священных стен» и всё такое. Пожигайло бы понравилось". - отмечает телеграм-канал "Закулиска".
Наш бескомпромиссный автор Саша Соколов (см статью "Шоу за кулисами: ну чем же провинился "злодей" Бояков") тоже рубит с плеча:
Я наслышан, что актёры для достижения своей цели идут на всё. В прямом смысле этого слова. Но я и предполагать не мог, насколько далеко они могут пойти.
И в страшном сне невозможно представить, чтобы Петр I или царица Елизавета сорок минут терпеливо выслушивали жалобы скоморохов на драку в их шутовской артели. А вот наш гарант терпел из последних сил , но слушал, слушал. Впрочем, на то он и Гарант.
Или, например, на Втором Вселенском Соборе вместо утверждения догмата об исхождении Святого Духа епископы принимали участие в споре за право, кому быть главным в кибитке бродячих лицедеев.
Даже Оруэллу такое не пришло бы в голову.
А вот заместителю Главы Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС), то есть заместителю самого Патриарха, председателю комитета по культуре ВРНС Александру Владимировичу Щипкову «блестящая» мысль разобрать в рамках Всемирного Собора дело о скандале во МХАТ им. Горького пришлась по душе и сердцу.
Слушайте, я тащусь от креатива Патриархии. Раньше, как говорят, актёров и в ограде приличного кладбища не хоронили, а сейчас сам Патриарх уделяют им целое заседание, разбираясь, кто обидел «нашу Таню»?
Видимо, в Патриархии все религиозные споры и конфликты решены, куда и как движется культурка им тоже, в принципе понятно. Остался не ясным только один-единственный вопрос - это нескончаемый скандал во МХАТе.
Ну и вот, не нашли ничего лучше, как влезть в театральную дрязгу престарелых артистов и подбросить ладана на угольки, чтоб дымило эффектнее.
Но если бы на месте Щипкова был великий Щепкин, то он бы взял за образец Малый театр. Он больше подходит для раскрытия темы. Вот, где действительно, незыблемые, вековые устои правильного до занудства театра, очень созвучного современному православному так называемому «искусству».
И потом грозный девиз Щепкина «Священнодействуй или убирайся вон!» универсально подходит ко всем участникам встречи - и к священникам, и к склочным артистам.
МХАТ же всегда был театром экспериментальным. Поэтому из его недр и вышло столько разных театров, студий и актеров. Один Мейерхольд с Михаилом Чеховым чего стоят. Нравится - не нравится, но со вздохом приходится признать, что фигура экспериментатора Боякова МХАТу подходит больше, чем другие кандидатуры от Министерства Культуры. Я же нахожу в себе мужество признать этот факт, в отличие от вконец потерявших рассудок артистов.
Но заместитель Патриарха по культуре не великий Щепкин, а всего лишь совсем невеликий Щипков. Его недавнее интервью "Царьграду" называлось «Мы должны уйти от либерального мировосприятия».
Поэтому от либерального мировосприятия он решил уйти в дремучее средневековье и устроить на Соборе весёлый балаган, в конце которого нас ожидает невероятный перформанс.
Ещё недавно никому не известные актеры, благодаря этой дрязге неожиданно резко ставшие медийными, под оглушительные аплодисменты и возгласы священников, на глазах у изумленного Патриарха и его помощника Малофеева, сладострастно распнут на кресте православного патриота Боякова.
У меня только просьба: перед тем, как вбить в него гвозди, дайте ему последнее слово. Ну, хотя бы для нашего либерального мировосприятия и из вашей христианской любви к человечеству. А мы, в нашем уютном лагере, уже запасаемся поп-корном, потираем руки и ждём. Главное - побольше ада! Ада!"
Иллюстрация - картина В. Якоби "Шуты при дворе Анны Иоановны" (Третьяковская галерея, 1870 г.)