Никита Масленников, руководитель направления финансы и экономика Института современного развития по просьбе “НИ” оценил потенциал предлагаемого депутатами нововведения:
“Первое, что я могу сказать, идет подготовка к избирательной кампании Либерально-демократической партии — и с точки зрения политической логики, и с точки зрения популистского потенциала, здесь все вполне логично, и мои коллеги-политологи, я думаю, это оценят должным образом.
Что касается экономического смысла, то инициатива идет практически полностью вразрез с замыслом эскроу-счетов и по большому счету будет невыгодна самим гражданам. Здесь происходит очевидное удорожание стоимости кредитных средств застройщиков. Эскроу-счета формируются фондированием за счет средств граждан для строительства будущих объектов, и на них уже начисляется определенный банковский процент, получается, что еще к существующей средней ставке по строительному проекту (около 6% по жилищному строительству) прибавится дополнительная нагрузка.
Но даже существующую ставку далеко не все застройщики готовы сейчас вытягивать. Мы находимся под риском значительного сокращения количества строительных компаний и ухода их с рынка. Даже не столько с точки зрения удорожания, что дорогие деньги, но и с точки зрения того, что банки должны контролировать проект на всех стадиях. Поэтому здесь вопрос финансирования можно расценивать жестко увязанным с самим инвестиционным циклом, но далеко не все, особенно мелкие и средние компании готовы отвечать запросам банков, которые просто не открывают финансирование, если что-то не сделано вовремя.
По данным Центрального банка, на 28 октября было заключено в целом 519 кредитных соглашений по строительству на общую сумму 640,9 млрд рублей. А вот эскроу-счета открыты всего навсего на сумму 73,8 млрд рублей. Это большой вопрос еще, как в целом строительная сетка справится с этими счетами, с этим новым порядком финансирования. Хотя, наверное, он и обоснованно правильный с точки зрения гарантий сохранности средств дольщиков, но пока приспособление к нему идет с большим трудом. И нагружать его дополнительно этими процентами неразумно.
Банки скажут: “Да, хорошо, пожалуйста, мы готовы”, но если они и готовы, то кто возьмет кредиты, если они тоже будут дорожать на сумму депозитных ставок? Кто в строительном секторе это выдержит? Это явное удорожание строительства. Говорят о средней ставке, но средняя ставка — последняя по второй декаде это 6,03% у десяти лидеров депозитного рынка Российской Федерации. Давайте предположим, что к тому, что сейчас есть, еще добавить эти шесть процентов. Сколько застройщику будут стоить деньги в этих условиях? Потому что банк будет отбивать это подорожание ставки. В итоге на это смогут пойти либо очень крупные компании, либо какой-то середняк, но очевидный эффект — это растягивание сроков строительства. Так что, такое благодеяние в отношении граждан может обернуться тем, что вместо ориентира в два-три года, вы можете получить пять-семь лет.
Я думаю, что реакция профсообщества — в первую очередь, строительного, да и банковского будет негативной. Хотя Анатоль Аксаков (депутат Госдумы) уже оговорился, что законопроект будет принят в производство, и его будут обсуждать с участниками банковского и строительного рынка. Мой прогноз — это все будет положено под сукно, потому что экономического смысла в этом никакого.
Да, с точки зрения банкиров, если деньги есть, они должны приносить какую-то маржу, а не лежать мертвым грузом. Логика банкира — она железобетонная, конечно. Но как банк будет отдавать ставку по эскроу счетам, равную депозитной? Очевидно, что перекладывая это на плечи застройщика или кого-то еще. Но там очень жесткий режим контроля, в том числе и со стороны ЦБ за счетами — их невозможно потратить на иные цели, кроме строительных. Но получается, что сейчас ставка 6%, а предлагать застройщику будут за 12%. Кто будет строить на таких условиях? Нет. Проще потерпеть какие-то технические убытки, но бизнес на таких условиях вести невозможно.
Это вечное противоречие между банкирами и клиентами. Клиенты уже очень озабочены. Они и так-то озабочены эскроу-счетами, потому что это для них дополнительный контроль, и к нему не все готовы. А если это будет в два раза дороже, то это вообще будет невыгодно.
Здесь, конечно, требуется обсуждение, но пока можно прогнозировать, что позиция строительной отрасли будет резко негативной. Она и так-то еще не очень приспособлена к ведению эскроу-счетов — по прогнозу, до трети компаний может уйти с рынка. Естественно, отрасль будет консолидироваться, примет другой облик. Но когда есть реальный риск удорожания стоимости квадратного метра, то это уже большой вопрос — а надо ли сегодня так торопиться?”