Люди, которые вычеркнули Телевизор из своей частной жизни и расписания дел, даже не догадываются, какой остроты и глубины этические драмы разворачиваются в этом коллективном сне. А зря.
Сергей Митрофанов
Вот, например, про Голодомор…
Прочитав последние книги Харари и Латыниной, мы, в общем-то, согласились с тем их выводом, что во все времена общества создавали свои религии, чтобы найти в них оптимальные опоры для самоорганизации и сопротивления враждебным обстоятельствам Истории. Так стоит ли тогда удивляться, что, разрушая в течение последних 5-6 лет «фашистскую Украину», Россия своими руками заложила основы идеологической ее Догмы о «полюсе зла», из которого плетутся заговоры конкретно против украинского народа, в частности, голодоморный геноцид 30-х годов с целью привить ген рабства?
Сложность проблемы заключается в том, что голод 1932-1933 года в Украине несомненно был. И несомненно он был следствием антирыночной идеологии левых коммунистов, захвативших власть в России. Как и конкретным результатом хозяйственной деятельности их интернационалистических представителей. Но был ли он сознательным актом террора тоталитарного Кремля по отношению к эгалитарному Киеву? В этом есть определенные сомнения.
«Догма», тем не менее, утверждает, что, да, именно голод был сознательным актом геноцида. Об этом с молчаливым укором показывают и современные украинские памятники, и недвусмысленно в речах говорит президент Зеленский. С ним определенно соглашаются американская элита, значительная часть представителей ООН.
Между тем, ведущие российских ток-шоу строят свои программы на отрицании «украинской паранойи».
Соловьев давит на то, что не существует ни одного документа, в котором было бы зафиксировано обсуждение этого вопроса в ключе планируемых репрессий. Голод, по версии российского Телевизора, - трагедия не Украины, а СССР. И даже не СССР, а всего мира, поскольку голод был так же и в Америке или же в России при Годунове, когда сталинистов еще и в проекте не было. Соловьеву поддакивают Кургинян, Жириновский, Р.Мирошник, К. Вышинский. Украинские эксперты Г.Белов и В. Вакаров, в общем-то, и не знают, что возразить.
А вот еще аргумент от «воскресного Соловьева». Украину никто не оккупировал (что неправда – непосредственно после большевистского переворота и по результатам Брестского мира, Украина была отдельным государством и землей обетованной для антибольшевистской эмиграции, в коем качестве позже разгромлена). Следовательно, она была частью СССР и страной основательницей СССР, всю ее внутреннюю политику проводили национальные кадры, которых потом Москва расстреляла в том числе и за грехи продовольственных изъятий.
Как ни странно, с Соловьевым нередко солидаризуются историки и публицисты, которых не заподозришь в промосковских симпатиях.
«Можно ли назвать эти злодеяния коммунистической власти геноцидом? Нельзя. У геноцида свое жесткое определение», - это написал диссидент Александр Подрабинек. «И полного уничтожения украинцев Сталин как будто никогда не планировал… политика коммунистического режима в годы коллективизации не была сознательно направлена на истребление отдельных этнических групп», - замечает либеральный историк Борис Соколов. Хотя ниже оговаривается: «Однако жертвы этой политики вполне могли воспринимать ее как геноцид… И им было никак не легче от того, что рядом гибли крестьяне других национальностей».
Действительно, кажется, что «плана» истребить украинцев у Москвы не было. Но... был ли план дать немцам разгромить ориентированное на Лондон Варшавское восстание? Кажется, был. Был ли план изымать продовольствие в Украине, невзирая на последствия? Несомненно, такой план тоже существовал. Тогда почему же мы считаем, что голод - не "план" и не направлен на конкретных украинцев, которым никак не легче, что где-то гибли крестьяне других национальностей?
Когда российская Дума принимает закон об иностранных агентах, считаем ли мы, что это авария мысли, несчастный случай идеологии, обычное недомыслие или что это план, направленный конкретно на нас, тебя, меня, чтобы лишить нас демократических свобод?
Действительно, голод был во всем СССР и в некоторых других местах мира, но украинцы имели смелость или наглость выделить в этой истории конкретно себя и предъявить конкретное обвинение партийной верхушке в Москве. Что касается остальных народов СССР, то они явно могут считать, что им угодно. Что геноцида не было, а была, например, обычная бесхозяйственность, что зерно съели крысы, а вулкан в Америке повлиял на климат, или что произошло какое другое несчастное стечение обстоятельств.
В программе «60 минут» проукраинскую позицию в этом вопросе не слишком удачно защищал либерал А.Никулин. Он строил свою аргументацию из того факта, что в России про голод 1932-1933 гг. в отличие от Украины практически не говорят и его не отмечают, что является, на взгляд Никулина, косвенным признанием вины Москвы. Но Никулин, естественно, был разгромлен в пух и прав гостями студии Журавлёвым, Марковым, Котом, Маркеловым. И облит презрением, разве что не побит. Наиболее ярко общую позицию выразил член комитета по экономической политике Думы А.Журавлев: «Мы давно все сказали и добавить нам нечего!»
.***
Случай Ротару
Известная советская 72-летняя певица София Ротару уже двадцать лет по каким-то причинам не дает интервью. Нельзя сказать, что всем нам очень хотелось бы узнать ее философию и политическое мнение по актуальным вопросам современности, но в самой констатации этого странного факта (петь, но почему-то не говорить) заметна некая напряжёнка.
Напряжёнке способствует и концертный план певицы, согласно которому группа Ротару устраивает «чёс» в обеих странах геополитического конфликта, несмотря на вышеупомянутый геополитический конфликт. При этом противники Ротару корят ее за то, что ранее она отказывалась выступать в Крыму, а, со слов ее сестры, делала и вообще невообразимые стыдные вещи - посылала банки варенья участникам АТО.
Сторонники же упирают на то, что певица молчит (может, и вообще в деменции?), а за нее все придумывают её директор и сестры. В частности, кто-то придумал апокрифическую байку про варенье, и вообще, Россия – не Украина, цензуры тут нет, сама же украинская певица ни в чем плохом (плохое – это посылать варенье украинской армии) не замешана и, следовательно, имеет полное право выступать в России.
Тем временем патриотические радикалы (и даже в студии) продолжают требовать скальпа Ротару, что, очевидно, не входит в планы Телевизора, отнюдь не заинтересованного в дискриминации старейшей советской певицы. Поскольку с кем тогда мы останемся? Поэтому синтетическая линия пропаганды выглядит, скорее, как «отрицание варенья».
Нет варенья – есть Ротару. Есть варенье – нет Ротару.
Забавно, что в дискуссии люди проговариваются про войну с Украиной.
В частности, приводится цитата А.Вовк (советская и российская теле- и радиоведущая, диктор Центрального телевидения СССР в 1980-х годах, киноактриса, заслуженная артистка РСФСР, кавалер ордена «Ключ дружбы»): «Шоу-бизнес, конечно, дело не очень чистое, но совесть-то должна быть. Я понимаю, артист - вне политики. Но, если ты действительно вне политики, тогда не поддерживай армию, которая воюет с нашей страной»
«Которая воюет с нашей страной», наша страна, которая воюет с её армией. Как-то это не вяжется с версией гражданской войны. Однако логика – не сильная сторона Телевизора.