Приток на фондовый рынок новых участников во второй половине 2019 года впечатляет: на бирже каждый месяц регистрируются свыше 150 тысяч человек, сообщает "Российская газета".
За 10 месяцев текущего года было открыто почти в два раза больше брокерских счетов, чем за весь 2018 год — 1,3 миллиона.
На данный момент на бирже присутствуют уже 3,3 млн человек. Регулярно сделки совершаются не со всех счетов, однако отмечается общий рост активности.
В качестве основных причин привлекательности инвестиционной деятельности указываются устойчивый рост отечественного рынка акций и их высокая дивидендная доходность на фоне падающих ставок по депозитам. Свои плоды приносят и налоговые вычеты по индивидуальным инвестиционным счетам, когда в конце года можно вернуть 13% от вложенной суммы.
В публикации приводятся данные, что за последнюю неделю открыто 42 тысячи счетов, а по итогам 2020 года количество ИИС может вырасти до 2 миллионов.
Необходимо отметить, что большое число “свежих” клиентов люди достаточно молодого возраста. Реклама навязчиво призывает подключаться прямо с телефона к новому тренду — это модно. И современно. Остается, правда, несколько вопросов: кто выигрывает от этого модного и современного бизнеса, и может ли неподготовленный человек получить выгоду, а не просто спустить деньги на рискованный проект.
Руководитель пресс-службы ГК “Финам” (брокерской компании) Владислав Исаев в комментарии для “НИ” подчеркнул, что необходимо пройти обучение для того, чтобы играть на фондовом рынке. По его словам, профессиональные брокерские компании, получая доход от участия игроков в инвестиционной деятельности, крайне озабочены этой проблемой:
“За последний год российский фондовый рынок показал самые быстрые в мире темпы роста, но тут надо понимать, что после такого бурного роста может быть коррекция. На рынке можно зарабатывать, но для этого надо разбираться: когда открывать позиции, где выставлять защитные заявки и т.д.. Такая торговля, безусловно требует определенной подготовки. Сейчас на рынок пришло много людей, не очень хорошо, скажем так, с ним знакомых и рассчитывающих только на этот рост. Но это связано не только с темпами роста нашего рынка, но и с тем, что услуги доступа на биржевые рынки стали более доступны, в том числе и в режиме онлайн: можно с телефона открыть брокерский счет, подтвердить свою личность, например, через сайт госуслуг, перевести деньги с карты и с того же телефона совершать сделки.
Это вовлекло очень большое количество молодых людей, которые раньше не задумывались всерьез об инвестициях — справедливо считалось, что это сложно, что с этим надо разбираться. Естественно, что не все на рынке выигрывают. Кому-то инвестиции приносят прибыль, кому-то убытки, кто-то остается при своих. Чтобы повысить шансы на успех, лучше пройти обучение.
Большинство ведущих брокеров, в том числе и мы, предоставляют обучение от самых азов для начинающих и до мастер-классов для опытных трейдеров, которые понимают, о чем речь и хотят улучшить конкретные аспекты своей торговли.
Возможности для обучения есть и дистанционные. Например, по скайпу, в режиме вебинаров на сайте, курсы самые разные, по всем рынкам. Если есть желание, научиться этому можно — специального образования здесь не требуется, хотя математические знания бывают полезны особенно при работе с графиками, со статистикой и т.д..
Но для тех, кто не готов потратить свое время на обучение, лично следить за ситуацией на рынке и активно совершать сделки, есть вариант, не требующий непосредственного участия. В частности есть специальный тип трейдеров с услугой автоследования. Можно выбрать стратегию одного из опытных трейдеров, которые выложены в открытом доступе, и если его линия подходит, можно подключить свой счет к автоматическому подключению сделок этого трейдера. Потом также можно его отключить и в другую стратегию вложить средства. Собственно говоря, эти инвестиции больше подходят новичкам. На автоследовании пороги низкие — от 30 тысяч.
Есть услуги доверительного управления, когда менеджер занимается непосредственным управлением портфелем клиента на определенных условиях. Но здесь минимальная сумма, с которой можно можно прийти от 300 тысяч рублей. Это такое доверительное управление-лайт, где сразу многими портфелями управляет один менеджер. От 1 миллиона речь идет о персональном управлении.
Вообще, у нас компании, которые не имеют лицензии ЦБ, не имеют права такие услуги оказывать. В интернете, конечно, проскакивают и рекламы недобросовестных компаний, поэтому все-таки надо проверять, есть ли у компании лицензия, какой у нее рейтинг, как долго она на рынке.
Дело в том, что мы, например, как брокер, не заинтересованы в том, чтобы человек пришел, потерял деньги и ушел, потому что после этого мы уже ничего не зарабатываем. Мы зарабатываем на комиссии, на том, что человек много торгует, у него много сделок, у него растет счет, он приходит еще и еще, продолжает торговать.
Если у него история инвестиций успешная, то, во-первых, он и нам приносит больше доходов, во-вторых, этот человек и всем остальным расскажет — так можно зарабатывать, это полезно, это выгодно. А если человек пришел и быстро потерял деньги, то, мало того, что мы на нем ничего не заработаем, так еще он дальше понесет информацию о том, что фондовый рынок — это такая обдираловка, глупость и так далее.
Мы еще в начале двухтысячных создали свой учебный центр, он уже почти 20 лет занимается обучением трейдеров. Кроме того, ведем образовательные программы для широких масс о том, как не стать жертвой тех же мошенников, не попасться на финансовую пирамиду, как правильно планировать свой бюджет и не попасть в кредитную петлю, потому что все эти деньги мы рассматриваем, как деньги наших потенциальных клиентов, которые могут прийти к нам, а если люди их потеряют, они к нам не придут. И большинство ведущих компаний на рынке инвестиций тоже ведут такую образовательную деятельность. И по подготовке инвесторов, и по просвещению широких масс — в том числе в школах, детских лагерях отдыха”.
Дмитрий Потапенко, российский предприниматель, экономист, управляющий партнер компании “Management Development Group Inc”, в комментарии “НИ” придерживается совершенно иной точки зрения, он пояснил, что игра на бирже является современным официальным “лохотроном”, и никакое обучение не способно что-либо гарантировать, и соответствующие сведения черным по белому выведены во всех контрактах:
“Если “МММ” была чистой пирамидой, то это пирамида узаконенная. Есть фильм такой “Поменяться местами”, Дэн Экройд и Эдди Мерфи там играют, и когда идет обсуждение, биржевые маклеры по сути меняют местами нищего и богатого, но они говорят, что прелесть в том, что "мы зарабатываем вне зависимости от того, теряет клиент или приобретает". Здесь точно такая же ситуация: открытый счет и потеря — с каждой транзакции маклер получает деньги.
Деньги зарабатываются на посреднических услугах. Но это временная история, потому что этот миллион счетов максимум год просуществует, а потом схлопнется, потому что этим надо заниматься профессионально, и биржа не терпит всяких чайников.
Любое вложение, точно также, как и в банке, оно требует профессионального подхода.
Главное, что прописано в любом инвестиционном контракте, черным по белому, что доходность в прошлом не гарантирует доходности в будущем. Поэтому, давая вам какие-то консультации, никто не гарантирует, что вот в эту секунду эти консультации верные, а предъявить по закону вы ничего не можете.
Это все легко читается в договорах, а там все это есть. Почему такой официальный лохотрон понятен и прозрачен — именно поэтому”.
Резюмируя, можно лишь сделать вывод, что фондовый рынок, какие бы выгоды ни сулил, остается крайне рискованным способом вложения средств — даже если речь идет о профессиональной брокерской компании, поскольку потенциально высокий доход компенсируется вполне очевидными рисками, которые прописаны в контрактах.
Даже представитель реально работающей брокерской компании говорит о том, что без обучения или делегирования ведения своих операций, самостоятельная игра на бирже осуществляться не должна. Так что без специальной профессиональной подготовки участвовать в инвестиционной деятельности (особенно самостоятельно) — это уже не риск, а, как пояснил, Дмитрий Потапенко, участие в “лохотроне”.