Генетическое редактирование эмбрионов и создание «дизайнерских младенцев» с определенными чертами, такими как высокий IQ и высокий рост, пока еще невозможен, считают ученые.
Ирина Зиганшина
Два года назад китайские генетики заявили о рождении детей из эмбрионов, отредактированных ими по методу CRISPR/Cas9, и это сообщение подняло новую волну споров об этичности геномного редактирования человечески эмбрионов и «дизайнерских младенцах». Споры эти идут еще с тех пор, как медики начали применять экстракорпоральное оплодотворение, а попутно с ним появилась возможность преимплантационной генетической диагностики–скрининга эмбрионов на наличие наследственных нарушений.
Но если выбор эмбрионов на основе определенных признаков оправдывает себя, когда речь идет о вероятности серьезных болезней вроде муковисцидоза, то в случае создания того самого «дизайнерского младенца» с определенным набором желательных признаков это вопрос спорный.
Кроме того, как пишут в своем исследовании, опубликованном в журнале «Клетка» (Cell), сотрудники Еврейского университета Иерусалима, наука пока не в состоянии гарантировать успех подобных проектов. Если генетические заболевания, вызванные одной мутацией, ученые научились определять, то отобрать признаки, которые определяются множеством генов, – задача гораздо более сложная.
В качестве эксперимента авторы опубликованной работы рассмотрели возможность отбора эмбрионов на основе двух признаков, вызванных множеством генов, – IQ и роста. Используя геномные последовательности реальных людей, ученые смоделировали геномные профили гипотетических эмбрионов, которые могли бы получиться от этих людей – среди них были и реальные пары, и «искусственные».
Для каждой пары создали десять эмбрионов на выбор, и для каждого эмбриона был построен прогноз, каким IQ или ростом будет обладать получившийся из этого эмбриона взрослый – на основе вариантов генов, присутствующих в геномах моделируемых эмбрионов. Как предполагалось, эмбрион с наилучшими показателями будет выбран для имплантации.
Однако, как обнаружили ученые, появившиеся в итоге такого отбора младенцы будут обладать не столь уж заметными преимуществами. Что касается IQ, то максимум его прироста выше «среднего по эмбрионам» составил три балла. А рост был выше среднего всего на три сантиметра.
И даже эти три балла и три сантиметра были не гарантированы: как говорят ученые, высока вероятность генетической вариабельности, которая может изменить картину.
Есть и другие ограничения, которые затрудняют отбор эмбрионов. Так, если исследователи провели моделирование с использованием десяти эмбрионов от каждой пары, то в жизни пары при ЭКО получают гораздо меньше жизнеспособных эмбрионов. А с пятью эмбрионами прирост уменьшился бы до 2,5 балла IQ или 2,5 см. Ну а попытка выбора сразу нескольких признаков в одном эмбрионе сделает отбор намного более сложным: например, эмбрион, который имеет лучший IQ, может оказаться самым низким.