Posted 26 ноября 2019, 13:50

Published 26 ноября 2019, 13:50

Modified 7 марта, 15:17

Updated 7 марта, 15:17

Доклад МВФ: коррупция негативно повлияла на эффективность госкомпаний

26 ноября 2019, 13:50
Согласно исследованию, у государственных компаний в странах с низким уровнем коррупции показатели прибыльности и расходов в разы выше и близки к уровню частных компаний. Эксперт полагает, что о такой тенденции говорить сложно, указывая на то, что решающую роль играют кадры и в частных, и в госкомпаниях.

Экспертами Международного валютного фонда был проведен анализ финансовых показателей госкомпаний. Сюрпризом это стать не могло, но, как выяснилось в ходе исследования, у государственных компаний в странах с низким уровнем коррупции показатели прибыльности и расходов в разы выше, причем по производительности труда они порой превосходят частный бизнес. Аналитики МВФ установили, что меньшая эффективность госсектора по сравнению с частным в области производительности труда определяется именно коррупционным фактором, об этом пишет “Коммерсантъ” со ссылкой на рабочий доклад фонда “Управление и госкомпании: как дорого обходится коррупция?”

В докладе сравниваются результаты работы частных и госкомпаний из 88 стран. Недостаточная прозрачность, плохая организация закупок, низкое качество управления — это и есть ключевые слабости, которые связываются с коррупцией.

Причем коррупционные риски возрастают вследствие монополизации, сосредоточения госкапитализма в высокодоходных секторах и, собственно говоря, слабого контроля и близости к чиновникам. Аналитики полагают, что коррупция может являться основным фактором, который определяет разрыв в производительности труда между частным сектором и МВФ.

В материалах отмечается, что средний показатель прибыльности частных компаний в странах с высоким уровнем коррупции всегда выше, чем в госсекторе, тогда как при низком уровне госкорпорации идут с частниками на одном уровне или даже обгоняют.

Далее эксперты из МВФ приводят любопытные цифры: десятикратно возросла бы производительность труда, если бы медианная страна в группе с низким качеством управления подняла бы борьбу с коррупцией на уровень медианной страны в средней группе. При этих условиях прибыльность возросла бы в 4 раза (с 0,4 до 1,6%), а расходы на персонал снизились бы на 5%.

Андрей Марголин, проректор РАНХиГС, доктор экономических наук, профессор, в беседе с “НИ” пояснил, что производительность зависит от кадров в наибольшей степени, так что для того, чтобы делать выводы, нужно рассматривать конкретные компании, а не “среднюю температуру по больнице”:

“Средние показатели в данном случае сильно похожи на средние показатели температуры по больнице. Есть рейтинги, которые публикует агентство РА – это 600 крупнейших корпораций России по объему продаж. Там есть и крупные государственные компании, есть и компании частные. Мы там видим очень разные показатели. Если говорить о частных компаниях, например “Лукойл”, “СургутНефтегаз”. Там у государства нет контрольных пакетов акций, но это – очень эффективные компании и, например, менеджмент “СургутНефтегаза” давно считается в профессиональном сообществе очень эффективным, там накоплены очень приличные резервы и очень высокая рентабельность бизнеса. Что касается государства, мы видим показатели Сбербанка, очень высокие и эффективные. Мне кажется, что нужно не увлекаться средними показателями, а анализировать конкретные компании. Усредненные показатели могут дать искаженную картину. Надо смотреть показатели конкретных компаний.

Производительность труда связана больше с качеством менеджмента чем с формой собственности. В экономике до сих пор очень много споров о том, как правильно измерять эту производительность труда? Если мы объем продаж поделим на численность (так называемый показатель выработки) – одна история. Если мы будем ориентироваться на добавленную стоимость – другая история. Здесь важно обеспечить сопоставимость измерения и сопоставимость анализа качества менеджмента, тогда мы получим более или менее объективную картину. Есть и в государственном секторе и в частном как положительные, так и не очень положительные примеры.

Что касается того, связана ли прибыльность с уровнем коррупции, не видел детально это исследование МВФ. Нужно смотреть, в каких отраслях работают те компании, где производилось исследование, потому что на самом деле иногда у компании может быть неплохая рентабельность, но ее скрывают методами бухгалтерского учета. Это – очень серьезные и очень сложные профессиональные проблемы, и я всегда с определенным недоверием отношусь к такого рода исследованиям”.

Подпишитесь