“С 1 января 2020 года будет проиндексирована ставка утилизационного сбора на колесные транспортные средства (шасси) и прицепы”, — говорится в сообщении на сайте правительства России. Соответствующее постановление, опубликованное сегодня, было 15 ноября подписано премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым.
Так, ставки на утилизационный сбор для автомобилей с двигателем до 1 л вырастут на 46,1%, с двигателем от 1 до 2 л — на 112,4%, для машин с двигателем от 3,5 л — на 145%. Утильсбор для транспортных средств массой от 12 до 20 тонн возрастет на 18,6%.
Как пишет “Коммерсантъ”, из-за падения спроса минимальная возможная стоимость машин уже достигнута, и запаса нет, так что вследствие увеличения утильсбора цены на автомобили неизбежно повысятся.
При этом из-за продолжающегося седьмой месяц подряд падения рынка российские заводы недозагружены — в прошлом году было продано всего 1,8 млн автомобилей. “Ъ” приводит данные, что в январе—октябре продажи сократились до 1,4 млн машин. При этом большинство заводов строились из расчета на рынок в 3 млн автомобилей в год.
Повышение ставок, как уверяют в правительстве, является реакцией на снижение таможенных ставок для сохранения общего уровня тарифной защиты.
Утильсбор был введен в 2012 году, напоминает издание, в качестве компенсации снижения пошлин после вступления России в ВТО (Всемирную торговую организацию). До 2014 года сбор платили только импортеры, но потом он был распространен на всех участников рынка. Для локализованных автоконцернов были введены промышленные субсидии. Сбор повышался уже дважды.
Игорь Маржоретто, автоэксперт, радиоведущий на станциях "Вести FM" и "Радио Страна", обозреватель в журнале "За рулем", в беседе с “НИ” пояснил, что данное решение крайне негативно скажется на рынке, и хуже всего будет ситуация с т.н. народными марками:
“И дилеры, и производители обращались с письмами к правительству с просьбой не поднимать утилизационный сбор, потому что в условиях падающего рынка — он падает уже с начала года — это приведет к еще большему падению продаж. Не услышали.
На те модели, которые производятся в России, примерно 85 процентов от общего объема, цены повысятся, но незначительно, потому эти деньги выплачивают все, но производителям эти деньги потом возвращаются в течение года в виде промсубсидий. Другое дело, что долго возвращают, поэтому в любом случае цены повысятся. Деньги-то правительство берет сегодня, а возвращает через год.
По моим расчетам, цены повысятся тысяч на 10-15, но в течение нескольких месяцев это будет не очень заметно. На импортные модели цены вырастут более существенно — я полагаю, на 100-200 тысяч в зависимости от мощности двигателя и многих других вещей.
Может быть, для премиального класса это и неважно. Если какой-нибудь RANGE ROVER стоит 6 млн, будет стоить 6,2 млн — вроде как непринципиально. А для автомобилей стоимостью в миллион-полтора — это уже очень серьезно. Можем потерять некоторые модели вообще”.