На основании статьи 90 Протокола I учреждена международная комиссия по установлению фактов, в компетенцию которой «входят расследование предполагаемых серьезных нарушений гуманитарного права в рамках вооруженного конфликта международного характера, содействие путем оказания добрых услуг восстановлению уважительного отношения к Женевским конвенциям", говорится в пояснительной записке. Комиссия "с 1991 года фактически не выполняет своих функций", российского представителя в ее составе нет, указывается в документах. "При этом РФ уплачивает в бюджет комиссии ежегодный взнос. С учетом этих обстоятельств дальнейшее признание компетенции комиссии не представляется целесообразным. Кроме того, в нынешней международной обстановке риски злоупотребления полномочиями комиссии в политических целях со стороны недобросовестных государств существенно возрастают».
Госдума мгновенно этот закон приняла, а 12 ноября Путин его подписал.
Между тем, в этом протоколе, который СССР подписал в 1989 году и от которого Россия «отписалась» идет речь о защите мирных жителей во время войн и международных конфликтов.
«В аргументации президента России, - по утверждению экспертов телеграм-канала Методичка, - сомнений не возникает – комиссия функций не выполняет, российского представителя в ее составе нет, при этом взносы Россия платит исправно. Ничего личного, просто бизнес, можно было даже не развивать мысль о том, что «в нынешней международной обстановке риски злоупотребления полномочиями комиссии в политических целях со стороны недобросовестных государств существенно возрастают».
Вместе с тем, решение хоть и выглядит несколько «политически мотивированным», на деле полностью вписывается в паритетную логику главы государства – тактический ответ на стратегический вызов США и НАТО. Так было в нулевых, когда в ответ на выход США из договора о ПРО, России «приостановила действие» Договора об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ), нарастив группировку вооруженных сил на западных границах России. Так происходит и сейчас, после фактического разрыва Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД).
Владимир Путин недвусмысленно дал понять, что отвечать перед Россией за попустительство военным инициативам США будет именно Европа. Не захотели мирного экономического сосуществования без санкций и вмешательства во внутренние политические дела? Вот теперь и гадайте, за какие именно войны и международные конфликты Россия больше не хочет нести ответственность. За те, что есть или за те, что «нет». А может и за те, что только будут...»
***
Совсем другого мнения придерживается журналист Дмитрий Чернышев:
«РФ вышла из Женевской Конвенции по защите гражданского населения во время международных вооруженных конфликтов. Вы этого, скорее всего, не заметили, потому что сделано это было очень тихо. Закон был очень оперативно принят во всех чтениях меньше чем за месяц.
Формально РФ отменила только одну статью дополнительного протокола к этой конвенции. Но статья эта очень важная. Эта статья про признание юрисдикции специальной комиссии ООН выполнять роль судебного органа разбирающего нарушения. То есть формально РФ признаёт, что гражданских во время войны лучше не трогать, но судить её за нарушения Конвенции теперь некому. Это де–факто денонсирование всей Четвертой Конвенции.
Поясню почему именно эта конвенция и именно этот протокол.
В числе прочего в них прописана обязанность воюющих сторон идентифицировать себя при столкновении с противником. То есть можно маскироваться сколько угодно, но в виду противника обязаны иметь на видном месте флаг страны. Как это относится к защите гражданского населения? Напрямую. Следуя этой конвенции военные не могли маскироваться под гражданских и значит не могли убивать гражданских под предлогом "да он переодетый остроконечник".
В 2014 году «зелёные человечки» были не хитрым ходом, до которого никто не догадался раньше. Они были военными преступниками, нарушавшими Женевскую конвенцию 1949 года...»