Шоу за кулисами МХАТа: ну чем же провинился "злодей" Бояков?!

25 ноября 2019, 17:23
О конфликте внутри и вокруг знаменитого театра рассуждает театральный деятель. Реальная фамилия и личность автора хороша известна не только редакции "Новых Известий", но свое мнение он решил представить под псевдонимом, - уж слишком накалены страсти!

Саша Соколов

Как любому здравомыслящему человеку мне близки либеральные ценности и идеи свободы от религии, государства, патриархальных традиций, навевающих на меня тоску, скуку и уныние. Поэтому сказать, что я получаю моральное удовлетворение и эстетическое удовольствие, наблюдая за грызней во МХАТе им.Горького - ничего не сказать. Я тащусь. Это же натуральное шоу!

Консерваторы и патриоты публично, на весь мир, сцепились в мертвой схватке и со страшной силой мочат друг друга, нам на забаву.

И что вы делите?

Обветшалый, давно забытый театр времен Дорониной, о котором, если вдруг, иногда кто и вспоминал всуе, то только со смехом, как о чем-то дико старомодном и провинциальном.

В труппе не было ни одного известного артиста, ни одного имени, ни одного модного спектакля, ни одного театрального события, ни одной яркой премьеры.

Этот театр был похож больше на секту, чем на храм Искусства.

О нем не писали, не говорили и благополучно забыли на целых тридцать лет.

Да и сама Доронина на девятом десятке лет стала такой же провинциальной, старомодной, душной и забытой, как и руководимое ею "учреждение советской культуры".

Даже деревенскому дурачку понятно, что такой театр, старый и обшарпанный, не знавший ремонта почти 50 лет, давно изжил себя и нуждается в свежей крови.

Будь моя воля, давно бы его закрыл, труппу уволил и сделал бы на этом месте, в самом центре Москвы, шикарный, современный Горький - Центр.

Один только зал, больше чем на тысячу мест, чего стоит!

Но Министерство культуры неожиданно для всех принимает иное решение.

Уж не знаю, какая муха укусила нашего Министра, но только вдруг он передает здание театра консервативно и патриотично настроенной части общества. Скорее всего не просто так, а под давлением вечно ноющих, что современный театр ужасен, Серебренников ужасен, Богомолов ужасен, театр Наций тоже ужасен, дайте нам наше, традиционное искусство, он и принял судьбоносное решение.

Тут, как это и бывает, подвернулся под руку кинопродюсер и режиссер Эдуард Бояков.

«Вот фигура, лучше не придумаешь! - подумал Министр. - Мало того, что столько проектов создал и поднял с нуля, так еще и консерватор, православный патриот! Создавай, Бояков, культурный центр! Сей вечное! Даешь искусство, воспевающее традиции, семейные ценности! Чтобы не говорили, что у нас только Гоголь-центры и есть. Пусть будет хотя бы один - единственный, альтернативный, за русские традиции в культуре и искусстве».

Окрыленный Бояков впорхнул во МХАТ синей птицей с огромным желанием перевернуть мир и создать интеллектуальный духовный центр православной культуры.

Архаичный театр и никому не нужных артистов, на свою беду, он решил сохранить.

В ту минуту, видимо, здравый смысл покинул и Боякова.

Воодушевленный, он уже представлял возрожденный им МХАТ в лучших русских традициях, доказав всем, что искусство сегодняшнего дня может быть интересным, самобытным, высокохудожественным, и при этом - нравственным, целомудренным и консервативным.

В мечтах, он видел, как молодежь из Гоголь-Центра валом валит к нему, хипстеры становятся патриотами!

Актеры, как один, его поддерживают!

И отставленная от оперативного руководства МХАТ Доронина стоит рядом с преемником, смахивая слезу и благословляя, как когда-то старик Державин Пушкина!..

Но мечты, как известно, разбиваются о жестокие реалии жизни.

Тут и начинается самое интересное.

То, чего не мог ожидать ни Министр культуры, ни сам Бояков, ни патриот из патриотов Захар Прилепин.

В это трудно поверить, но консервативная часть труппы устраивает жуткий скандал, восстает против такого же, как и они, православного консерватора Боякова и уходит в оппозицию с безумным требованием вернуть к руководству театром Татьяну Доронину, которой 12 сентября исполнилось 86 лет.

Актеры-доронинцы хлопнули дверью и куда -то ушли из театра. Куда они ушли, кому они нужны, к кому примкнули, так и осталось для меня загадкой.

Ведь только дурак уходит в никуда.

Или - религия и патриотизм консервируют мозг и уничтожают на корню хоть какое-то логическое мышление.

Поэтому я, не патриот, не консерватор и не православный, постараюсь быть объективным и вам на пальцах кое-что объяснить.

1. «Бояков обманом захватил театр!» - громогласно заявляете вы.

Дело в том, что театр - это не взятие снежного городка, его захватить невозможно.

Или для вас открытие, что на должность руководителя театра назначает Министр Культуры?

Он, кстати, и снимает с должности (случай с Дорониной не исключение)

2. «Бояков прикрылся православием, чтобы захватить театр!».

Вы серьезно так думаете?

Хуже рекомендации для карьеры, чем "православный христианин" и придумать себе невозможно. Оксюморон. На месте Боякова я бы тщательно скрывал сей факт, а не трубил об этом на всех перекрестках.

3. «Бояков выгнал артистов на улицу, остальным не платит зарплату!».

Насколько я знаю, эти артисты сами не захотели Боякова.

А насчет зарплаты, так работать надо, чтобы она была. А работать, судя по всему, вы не умеете. Только базлать да скандалы с драками устраивать.

Но самое смешное, это как вы все публично ополчились на Боякова!

Обвинили во всех смертных грехах!

Разве что, он не пьет кровь младенцев.

Досталось не только ему, но и всей его дружной компашке.

После того, как Бояков выбрал вашу консервативную патриотическую шнягу и начал воспевать народные традиции, он стал скучным, неинтересным и крайне не симпатичным. Это я еще мягко сказал.

Но, повторяю, я пытаюсь быть объективным.

И в отличие от вас, мне даже иногда жаль этого чудака, искренне пытающегося создать нечто уникальное, яркое и живое.

И особенно его жаль, когда читаю в соцсетях эпитеты, которыми вы, святоши, ссылаясь на милосердие и сострадание к бабушке МХАТа, цинично награждаете заслуженного человека, отца семейства. А ведь у него, между прочим, семья, маленькие дети.

А вы так жестко и безжалостно по нему пашете и беспощадно добиваете.

Или у вас, православных, обязательно надо умереть, чтобы кто-то заговорил на могиле о всепрощении и христианской любви?

Самое смешное, что у Боякова получилось бы. Как получалось ранее все, за что он ни брался.

Но в те времена он имел мощную поддержку, и моральную, и информационную, и финансовую.

Вы же его не только не поддерживаете, но методично уничтожаете.

Умные объединяются и воюют на чужом поле.

Вы же оголтело долбаете и травите друг друга на своем пространстве, при этом думая, что боретесь за добро, правду и справедливость.

Удивительно, но вы довольно вяло среагировали, когда нелюбимый вами Кирилл Серебряников из убыточного театра им.Гоголя создал модный, знаменитый на весь мир Гоголь-Центр, предварительно распрощавшись с такой же бездарной труппой, как и во МХАТе.

Вы не вякали, когда так же не любимый вами Константин Богомолов возглавил театр на Малой Бронной, поставив в репертуар «Норму» Сорокина, довольно скандальный, по вашим меркам, спектакль.

Вы молчали на неоднозначные, опять же в вашем понимании, постановки в театре Наций.

Ни одной жалобы Президенту, ни одного гневного письма в Министерство Культуры, никаких выхлопов, даже отдаленно напоминающих вашу травлю Боякова, кстати, такого же православного патриота и консерватора, из вашего же лагеря.

В отличие от вас, мы своих не критикуем, напротив, поддерживаем, помогаем и защищаем.

Даже если нам и не все нравится, что у нас делается, вы об этом никогда не узнаете.

Умные сор из избы не выносят.

Но мы умеем прекрасно манипулировать, стравливать и вашими же руками расчищать для себя площадку.

Так будет и со зданием на Тверском бульваре, ради которого и идет вся эта возня.

Уморительно, как в праведном гневе вы обвиняете Боякова, что он не имеет права руководить театром, так как не режиссер по образованию.

Да будет вам известно, что знаменитые на весь мир Кирилл Серебренников, Олег Меньшиков, Евгений Миронов, Владимир Машков тоже не имеют режиссерского образования.

Чтобы умело руководить театром, нужен совсем не режиссер, а именно руководитель.

Впрочем, когда вам думать.

Вы заняты другим.

Как скорпионы в банке вы жрете друг друга.

Что же касается Дорониной, которую вы объявили невинной жертвой произвола и сделали страдалицей, то я краем уха наслышан об этой даме.

Вероятно, вы забыли, а я вам напомню, что и Доронина тоже не имеет режиссерского образования.

Она и экономического образования не имеет, и тем не менее, тридцать лет возглавляла театр еще и в должности директора. Именно ее «хозяйственные» навыки и привел театр к полному финансовому краху.

Государственный театр она назвала именем самой себя. Остальная труппа выступала в качестве гарнира, была тенью "великой актрисы".

Пусть так. Но кто-то помнит, как именно Татьяна Васильевна стала главрежем одного из главных театров СССР?

Ох, не стану напоминать, дабы не вводить в смущение легкоранимых театралов.

В конце концов Великий - это величина абсолютная. Это тот, кто прошел проверку временем.

Вот Станиславский - он великий. И никто не подвергнет этот факт сомнению.

А великая ли Доронина - это, простите, покажет время. Хотя всё, что она могла сделать в Искусстве - уже сделано. Ничего нового не появится, не родится.

Стучать в Кремль, требуя вмешательства Первого лица государства разрешить творческий конфликт в театре - это тоже из старинного советского арсенала. Говорят, что в беседе с Путиным Доронина пожаловалась на то, что ее любимые артисты сняты с ролей и лишены надбавок (которые, к слову, не дают за простои артистов без ролей).

О том, что Бояков запретил для начала этим же самым артистам пить и курить в театре, ничего в Кремле не говорилось. Как и о том, что современный театр начинается вовсе не с вешалки, а с творческой дисциплины и самоотдачи всех причастных к спектаклям лиц.

Ну до таких "материй" наши великие и могучие не опускаются...

От редактора

Мнения авторов "Новых Известий" могут не совпадать с позицией редакции

#Новости #Театры #Культура
Подпишитесь