Людмила Бутузова
Инициатором выступил депутат от КПРФ Павел Тарасов, неоднократно ранее заявлявший о необходимости отменить проект строительства ЮВХ. По его словам, Южное Чертаново уже ощущают ухудшение экологической обстановки с увеличением числа транзитного автотранспорта, нетрудно предположить, что ожидает зеленый район, когда трафик увеличится в десятки раз. В Печатниках протестуют жители общежитий и владельцы гаражей, которые планируется снести в ходе строительства ЮВХ. Но наибольший резонанс вызвал скандал в районах Царицыно и Москворечье-Сабурово, где при строительстве моста через Москву-реку для хорды может быть затронута территория могильника Московского завода полиметаллов. Экологи и жители предупреждают: при вскрытии грунта могут обнажиться источники радиоактивного загрязнения, последствия для Москвы печальные.
Однако директор ПСУ «Управление дорожно-мостового строительства» Василий Десятков тревог не разделил. По его словам, работы по строительству ЮВХ будут сопровождаться мониторингом радиационного фона: «Специалисты "Радона" будут постоянно присутствовать на строительной площадке и отслеживать ситуацию.На эти цели в сметную документацию был внесен специальный пункт, который предполагает выделение 20 миллионов рублей". Десятков также подчеркнул, что в зоне строительства радиоактивного загрязнения не выявлено. Что касается данных экологической организации Greenpeace, которые опровергают эти заявления, то, по мнению чиновника, они были получены за пределами зоны строительства.
«Там, где пробы брал Greenpeace, мы туда не лезем за 20−30 метров. В рамках строительного участка, где будут строиться опоры, загрязнения не выявлено — все отчёты есть. Но поскольку рядом существует загрязнённый грунт, проектировщик предусмотрел в проектно-сметной документации мониторинг за ситуацией. Регламент разработали специалисты «РАДОНа». Будет заключён договор с РАДОНом и он будет мониторить уровень радиации. В случае обнаружения будут направлены средства на рекультивацию загрязнения», — сказал Десятков.
Умиротворяющее выступление чиновника произвело обратный эффект. Среди собравшихся было немало тех, кто уже живет рядом с радиационным могильником или кому предстоят испытания от соседства с хордой. Девятова спрашивали: если всё так безопасно, готов ли он купить квартиру в тех же местах?. Девятов отшутился, что уже живет в 50 метрах от МКАД и у него «не болит».
Большинство выступавших говорили как раз о том, что «болит». Отсутствие санитарно-защитной зоны вокруг неучтенной свалки радиоактивных отходов, бесхозяйное хранение материалов с длительным периодом полураспада, отсутствие реальной работы по очистке территории – всё это является грубейшим нарушением действующих нормативных документов. Отсутствие же конструктивного диалога по этому вопросу, предельно усиливает негативное восприятие населением любых действий властей. Особое возмущение жителей города вызвала и прокладка трассы ЮВХ в ряде районов всего в 15-20 метрах от окон жилых домов, ликвидация детских и спортивных площадок, уничтожение экологичной среды обитания.
Напомним. Юго-восточная хорда — трасса, которая пройдет через четыре округа г. Москвы и Московскую область: Восточный, Юго-Восточный, Южный и Юго-Западный — и пересечет районы Нижегородский, Перово, Текстильщики, Печатники, Москворечье-Сабурово, Северное Чертаново, Центральное Чертаново, Южное Чертаново, Бирюлево, Северное и Южное Бутово, пос. Битца Ленинского ГО. В большинстве районов не прекращаются митинги и сбор подписей против проекта. Несмотря на это, строительства хорды продолжается. В подтверждение были продемонстрированы ролики, сделанные депутатами и активистам на участке 32 км МКАД и в Курьяново, где вовсю идут работы без согласованного проекта и разрешительных документов на строительство. Прокомментировать их было некому - представители исполнительной власти . Москвы и Московской области в Мосгордуму не явились, не откликнулись на приглашение и федеральные надзорные органы.
- К сожалению, несмотря на протесты людей, которые выступали против нерационального, неразумного и даже преступного проекта планировки Юго-Восточной хорды, всё это было не услышано, – сказал депутат Павел Тарасов.- На слушаниях, которые проводились в начале года, был массовый нагон подконтрольной толпы, фальсификации подписей. Десятки покойников, судя по документам, встали из могил только ради того, чтобы поддержать проект планировки, предложенный властями.
На круглом столе принята резолюция с требованием остановить реализацию существующего проекта строительства Юго-Восточной хорды, разработать новую транспортную концепцию с обоснованием экономической целесообразности и экологической безопасности и только после этого проводить повторные публичные слушания.