За могилами и тех и других с времен окончания войны следят муниципальные работники за счет бюджета Гамбурга, и до последнего времени никто в этом не видел ничего странного и уж тем более - незаконного.
Однако с запросом в сенат Габмурга местного "левого" депутата Кристиана Шнайдера, эта история получила скандальную огласку. В своем запросе Шнайдер потребовал от коллег решить этот этический, хотя и находящийся в рамках закона вопрос, пишет "Российская газета".
Изучив архив кладбища Ольсдорф, депутат выяснил, что там захоронен комендант концлагерей Дахау и Ораниенбург, офицер СС Херманн Барановский. В 1940-м прах эсэсовца поместили в семейную могилу, но в 1966 году его перезахоронили здесь же, в Ольсдорфе. Кроме того, оказалось, что родственники Барановского похоронили его в той части некрополя, где покоятся узники концлагерей, военнопленные и принудительно угнанные на работы в рейх граждане разных стран, в том числе СССР. Законом о военных захоронениях 1952 года, всем им полагается уход за счет бюджета.
Вплоть до 1960-х годов не делалось различий между захоронениями преступников и жертв. Теперь уже разделить мертвых невозможно - останков фактически не осталось.
Правительство Гамбурга также настаивает на том, что все законно, и сделать здесь ничего нельзя. "Могила Барановского по-прежнему рассматривается как военное захоронение, и в соответствии с этой квалификацией ей предоставляется уход", - сообщается в ответ на запрос Шнайдера.
Кроме того, депутату предоставили восемь томов с именами всех погибших, кто захоронен в могилах такого типа. Их насчитывается около 50 тысяч человек. "Беглый просмотр выявил, что среди них действительно есть офицеры СС. Но времени на выявление всех персон недостаточно", - дали чиновники ответ Шнайдеру.
В 2008 году в Берлине после реставрации открыли старейшее еврейское кладбище. На нем похоронены жертвы Холокоста, при том, что здесь же в апреле 1945-го в общих могилах захоронили около 2400 берлинцев, среди которых есть солдаты вермахта и офицеры СС.