Людмила Бутузова
ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ
- Проблема в том, что на самом высшем уровне не было понимания, что же с мусором делать, отсюда и главные сложности реформы, - заявил «НИ» президент НКО «Экологическая эксспертиза» Евгений Житиков. –Задача ставилась именно как спасение страны от мусора, а должна была ставиться по-другому: как с максимальной пользой для экологии, экономики и людей этот самый мусор использовать.
Сейчас в авральном режиме все, что можно, перекраивается, переподсчитывается и переиначивается. Трудно сказать, что в итоге получится, но можно дать несколько советов регионам, как не надо воплощать в жизнь мусорную реформу.
Классический пример в этом смысле – Тверская область. Здесь в одном флаконе собрано все, чтобы раз и навсегда скомпрометировать реформу в глазах населения. Оператором выбрано убыточное муниципальное предприятие «Тверьспецавтоозяйство», имевшее в своем распоряжении лишь ржавые контейнеры, дышащие на ладан мусоровозы, от которых разит за километр, и горы мусора на площадках. Все это накоплено за десятилетия «профессиональной» работы в очистке и оказалось достаточным для победы. У регоператора и структур правительства области было в запасе более 8 месяцев, чтобы организовать конкурсные процедуры для определения подрядчиков, рассчитать тариф, продумать логистику по транспортировке отходов, рассчитать необходимое количество контейнеров, спланировать в деталях процесс смены контейнеров на площадках. Но все было отложено «на последний день», и, разумеется, уже в новогодние праздники спровоцировало мусорный коллапс.
Он продолжается и по сей день – отходы месяцами не вывозятся из 660 населенных пунктов. Но тарифы для населения установлены максимально высокими: 116 рублей 81 копейка с человека в месяц для жителей многоквартирных домов и 177 рублей 22 копейки с человека в частном секторе. Плюсуйте к этому пиру во время чумы невнятную конкурсную документацию для подрядчиков и полное отсутствие банковских гарантий для них. С учетом завышенного тарифа и качества оказываемых услуг, прогнозировалось, что у регионального оператора не будет ни малейшего шанса обеспечить собираемость денежных средств с населения. Пределом мечтаний станет 50 % оплаты. Так и вышло. С каких средств обеспечивать работу подрядных организаций? Это остается загадкой. Под вопросом и судьба самого регионального оператора.
Специалисты Российского экологического оператора (РЭО) ожидают банкротства коллег в 21 регионе, на прошлой неделе сообщил журналистам заместитель гендиректора РЭО Алексей Макрушин. "Они находятся в тяжелом финансовом состоянии и без дополнительной поддержки скоро может прекратить свое существование", - сказал Макрушин.
«МЫ ДОЛГО ТЕРПЕЛИ»
Далеко не всегда причиной краха операторов становятся неплатежи населения (собираемость, кстати, совсем неплохая – 85% в среднем по стране). Чаще подводит алчность и нежелание делиться с партнерами по бизнесу. Такое, к примеру, происходит сейчас в Новосибирской области. По данным местных перевозчиков, региональный оператор ООО «Экология-Новосибирск» задолжал им более 700 млн руб., из-за чего транспортники накопили долги и по ГСМ, и по зарплате своим водителям.
«Мы за свои деньги работаем уже давно, долги растут, но нас просят простить им 40% оплаты. Мы долго терпели, понимали, что система сбора мусора только выстраивается в регионе. Сегодня выхода у нас нет — машины заправлять водой пока не придумали, зарплату людям платить нечем. Это очень, очень плохая ситуация. Она никого не устраивает. Работать в таких условиях мы не хотим. Если будут платить, как обещали, — отлично, если ничего не изменится, то распрощаемся с этой сферой»,— рассказал «НИ» гендиректор ООО «Сибирьэкотранспорт» Григорий Гончар
По его словам, остановка вывоза мусора в городе на один день потребует после этого двухнедельных работ по уборке отходов, остановка на три дня вызовет мусорный коллапс. Ежегодный объем вывоза мусора в Новосибирской области составляет около 9 млн куб. м – нетрудно представить, какой вавилон здесь будет, если перевозчики и впрямь забастуют.
Транспортники с июня просят губернатора Андрея Травникова вмешаться в ситуацию и взять ее под контроль. До сегодняшнего дня ничего не изменилось, денег по-прежнему нет, мусор вывозится на энтузиазме. Но, кажется, тучи сгущаются и над региональным оператором: минЖКХ дано поручение разработать механизм действий властей в случае лишения регоператора его статуса. Раньше это никому и в голову не приходило, ведь считалось, что выбрали самых-самых надежных и ответственных. "Экология-Новосибирск» получила статус в июле 2018 года. Соглашение с областными властями подписано на 10 лет. Компания согласилась заниматься обработкой, обезвреживанием и захоронением отходов за 30,08 млрд руб.
- Невозможность регоператора рассчитываться с перевозчиками и полигонами — это «прямое невыполнение им договорных обязательств, - говорит зам.главы комитета по тарифам заксобрания Новосибирской области Вадим Агеенко.- «В таких условиях с компанией нужно расторгать договор. Лишать его статуса оператора. Другого пути нет. Единственное, что усложняет дело, - механизм избрания нового оператора может занять до 10 месяцев.
Вовсе нет, в новейшей истории мусорной реформы по меньшей мере уже полтора десятка случаев, когда только что оставленное хлебное место занималось стремительно, иногда даже раньше, чем предшественник успевал собрать манатки.
НЕ ТУШУЙСЯ, ФРАЕРОК
С апреля этого года, на Орловщине неожиданно поменялось руководство регионального оператора «Зеленая Роща». Новым директором назначен бывший глава Барвихи Александр Ворожбит, абсолютно неизвестный местным мусорным игрокам, но оказавшийся старым знакомцем губернатора Клычкова. Едва ли не в первую неделю Ворожбит прославился и в Орле, заказав коллективу себе на день рождения любимый хит «Что ж ты, фраер, сдал назад».
Оказалось, что никуда он не сдал, рвет подметки как и в Барвихе, когда за десять месяцев руководства поселком сумел всюду насадить своих людей и рассориться с половиной жителей. То же самое происходит и в Орле. В начале июня «Зеленая Роща» разорвала контракт с компанией «Экотексити», обслуживавшей Железнодорожный и часть Орловского района. Проще говоря, регоператор заявил перевозчику, что в его услугах больше нет необходимости. На его место тут же зашла фирма «Экологистик», принадлежащая московскому бизнесмену Игорю Парцибе – еще одному знакомцу губернатора. Сумма договора – 47,7 млн рублей -это те деньги, что не успел по своему контракту отработать «Экотексити». Отсутствие конкурсных процедур для столичной фирмы в УК «Зелёная Роща» объяснили срочной необходимостью исполнения договора по вывозу ТКО. В конце июня. УК «Зелёная Роща» заключает уже новый договор с ООО «Экологистик» все на тот же вывоз мусора, но уже за 64,2 млн рублей. И это гораздо дороже, чем стоили услуги «Экотексити». Цена кубометра – 283,81 руб. – рекордно высокая сумма за поездку городских отходов на сортировку. Для сравнения: годовой контракт с «Экотексити» заключался на 74,9 млн рублей, а кубический метр мусора вывозился за 193,03 руб.
Любопытно выглядят и сами условия нового договора, подготовленного регоператором для «Экологистик». Их можно назвать практически сказочными – с моментальными рассчетами за выполненную работу (остальные перевозчики ждут денег в течение 30 дней) и без какого-либо контроля за компанией.
Зато в УК «Зеленая Роща» с приходом нового руководителя установились драконовские порядки. «Тащат братьев, сватов и зятьев, всех, кого не лень, на хорошие зарплаты. Они в рабочее время решают свои проблемы – иногда даже до маразма доходит – на рабочем транспорте ездят на маникюр или просто переодеться. И при этом они выживают неугодных, очень многие сами разбегаются - быть постоянно в стрессе и сидеть без зарплаты нельзя. Мы шли на работу как на каторгу», – рассказал «Новым известиям» человек, который всё ещё работает в «Роще».
ВЕРНИ ЛИМУЗИН!
В «Зелёной Роще» отрицают, что все траты в компании происходят за счёт простых орловцев, которые каждый месяц платят за мусор. По словам Ворожбита, в тарифе заложено пять процентов предпринимательской прибыли, благодаря которым «Зелёная Роща» совершает покупки автомобилей, арендует новый просторный офис и т.д. То есть, распоряжаться, как посчитает нужным, регоператор может только этими пятью процентами. Заявления о том, что этого хватает «на всё» выглядят, мягко говоря, недостоверными..
При Ворожбите, практически за месяц его службы на посту регоператора «Зеленая Роща» приобрела в лизинг две иномарки премиум-класса и три автомобиля Renault. Первые обошлись регоператору в общей сложности почти в 5,5 млн рублей, «Рено» – около миллиона за каждую. Облсовет попросил объяснить, чем обоснованы эти траты на дорогие авто. «Полигон объезжаю на внедорожнике, Потому что у вас такая грязюка, что ни на чем больше не доедешь, - ответил Ворожбит. Прокуратура установила, что машины куплены с нарушением закона и потребовала расторгнуть договоры лизинга.
Депутаты проследили ещё один «московский след» -в деятельности «Зелёной Рощи» - на сумму почти в 10 млн рублей. Речь идёт о закупке контейнеров по 9,5 тысяч рублей за штуку у столичного ООО «ТоргКомс-Групп». Закупку, как водится, провели у единственного поставщика. При том, что ранее контейнеры приобретали по 5,1 тыс. рублей, на условиях конкурсных процедур и у орловского производителя
К слову, как выяснилось, региональный департамент строительства¸ ТЭК и ЖКХ не является учредителем «Зелёной Рощи». Её действия контролирует Корпорация развития региона, у руля которой - что уже неудивительно, москвич Алексей Илясов.
- Варяги, зарплаты, автомобили – не причина, а следствие безобразного состояния отрасли, - говорит руководитель экологических программ института региональной экономики Владимир Ищенко. - Первое, о чём важно знать: в регионе вся система обращения с ТКО базируется, исходя из территориальной схемы обращения с отходами. Об этом никто не вспоминает, когда говорит о свалках или грязи вокруг контейнеров. Но проблемы начинаются именно здесь, в территориальной схеме, которую власть не проработала даже на бумаге. Область производит 240 тыс. тонн отходов в год. 160 тыс. из них проходят сортировку на мусороперегрузочных станциях и в качестве вторсырья используются лишь до 20% отходов. Как правило, выбирают бумагу, пластик, металл и стекло. Всё остальное – это называется «хвосты» – требует захоронения. Не выброса, а именно захоронения по всем правилам, которые определены законом. Возникает вопрос: где? Так вот для «хвостов» должны быть организованы площадки временного накопления. На них отсортированные остатки могут храниться до 11-месяцев, а затем – отправляться на полигон ТБО. По закону. На деле же таких мест для «хвостов» нет. И прежде всего, их нет в территориальной схеме. Не определены они и в реале. Потому что в Орле нет полигона. Такая вот основа реформы, к которой сначала регион готовил «мусорный король» Вадим Потомский, а затем его сменщик Андрей Клычков. Один заводил в Орёл питерские компании, которые отлично обогащались в регионе на госконтрактах. Теперь, похоже, очередь за Москвой.
– Территориальная схема не отвечает реальной обстановке, - подтверждает орловский природоохранный межрайонный прокурор Ирина Булгакова. - Основная часть мусора областного центра фактически остаётся бесхозной.. Необходимо решать этот вопрос, а не действовать по принципу «после нас хоть потоп».
САМИ ВИНОВАТЫ
Справедливости ради, тем, кто «за потоп», изрядно подыграли и федеральные власти, чуть ли не с первого дня начав менять ключевые параметры реформы, – разрешили до 2023 г. размещать отходы на полигонах без документов и возить мусор на уже закрытые свалки. Это худшее, что можно сделать, предупреждали эксперты. Также чиновники начали пересматривать схемы обращения с отходами – из 85 утвержденных к началу 2019 года в первом полугодии было изменено 32. Неоднократно менялись условия соглашений по тарифам.
- Получается следующая ситуация: сначала мы отыграли конкурсы, потом заключили соглашение с региональными операторами, а потом начались изменения тарифа, - заявила «НИ» исполнительный директор Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) Светлана Бик. - Пошли разговоры о том, что всё завышено. Но контракты-то уже заключены. Вы уже на основе этих контрактов провели конкурсы с вывозящими компаниями, запустилась целая цепочка бизнес-процессов, и в один момент все ломается.
А что, собственно, сломалось в бизнес-процессе? Ни один региональный оператор не заложил в тариф затраты на мусороперерабатывающие заводы. Посчитали расходы на транспортировку отходов, включили собственные расходы на содержание офисов, коммунальные платежи, зарплаты сотрудников, обозначили прибыль, насколько позволяла совесть, - от 5 до 10% и все. А ведь было обещано строительство десятков экологически-чистых заводов по переработке мусора, под эти обещания в 10-20 раз выросли и тарифы на вывоз отходов. Когда их под напором возмущенной общественности откатили назад, бедные, несчастные мусорщики, которые уже просматривали каталоги с яхтами, стали зубрить закон о банкротстве.
-У нас в Ростовской области произошло именно так: инвестиционную составляющую не заложил в тариф ни один региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, - рассказал руководитель Региональной службы по тарифам Алексей Лукьянов во время очередной дискуссии по теме мусорной реформы, прошедшей в Торгово-промышленной палате области.
Отчасти эта «хитрость» с инвестициями объясняется тем, что на необходимую инфраструктуру регоператоры ждали денег из госбюджета. Правительство обещало РЭО 282 млр. рублей под новые проекты в мусорной сфере. Однако ранее достигнутые договоренности не исполняются, дополнительного финансирования нет, и центральная власть все чаще намекает низам, что проблему со свалками надо решать за счет населения – для этого, собственно, регоператоры и продавливали повышенные тарифы.
- Тариф мы рассчитывали на основании экономических обоснований, которые нам представляли сами региональные операторы. Так же, как и многие другие, наши сделали упор на прибыль. И, судя по обилию лексусов у своих представительств, удачно освоили эту статью, — пояснил глава Ростовского РСТ. - Не хватает средств на организацию всей цепочки бизнеса? Это уже ваши просчеты, вы сами должны были предусмотреть риски и от возможного снижения тарифов и от неплатежей юридических лиц, с которыми в общем-то и не было нормальной работы по заключению договоров.
Если же верить ГлавМусору, подавляющее большинство региональных операторов нуждаются в сочувствии - после снижения тарифов и демонстративных неплатежей со стороны «юриков» им просто нечем рассчитываться за вывоз мусора, задержки достигают полугода, кассовый разрыв у 9 из 10 компаний превышает 50 млн рублей. Из своей прибыли они, разумеется, не хотят брать ни копейки. Заставить их невозможно. Это же не население, которому плату за вывоз мусора пихают в любую платежку, которую может оплатить гражданин: за коммунальные услуги, за электричество. И если хоть один раз клиент, пусть и по ошибке, заплатил – он попался. Отправив платеж мусорщику он автоматически согласился с его договором-офертой и со всеми условиями. А эти условия у региональных операторов в основном простые: вы обязаны ежемесячно оплачивать вывоз мусора по текущим тарифам, а оператор вам ничего не должен. Ни оборудовать площадку для мусора, ни хоть как-то соблюдать график. При этом тарифы могут быть повышены в любой момент, но на что тратятся кровные деньги жителей остается «коммерческой тайной».
ПТИЧКИ ПО ЗЕРНЫШКУ КЛЮЮТ
Депутат Тульского облсовета Алексей Лебедев при поддержке жителей Тулы и городов Узловая , Дубна, Новомосковск, выступающих против мусорных поборов, подал иск к региональному комитету по тарифам, утвердившему, по его мнению, завышенные расценки на сбор и утилизацию отходов для регоператора «Хартия» Игоря Чайки. Рассмотрение иска состоялось в Тульском областном суде в закрытом режиме. С таким ходатайством выступили представители "Хартии" в связи с тем, что их расходы, из которых формируется тариф, - "коммерческая тайна".
- Это только укрепило подозрения горожан, что денег с них собирают больше, чем надо, и распоряжаются ими нечестно, - заявил «НИ» депутат Лебедев. - Если региональный оператор не хочет, чтобы жители знали, на что тратятся их деньги, значит, ему есть что скрывать. !
В доказательство Алексей Лебедев провел экономический анализ и представил скриншоты с сайтов поставщиков товаров для мусороперерабатывающих предприятий. Так, обычный пластиковый мусорный контейнер, по версии региональных операторов, обходится им в закупке более чем в десять тысяч рублей, а в предложении поставщика этот контейнер стоит на 500 рублей меньше. Компания планирует закупить около двух тысяч контейнеров. В итоге, по самым скромным подсчетам, только за одни мусорные баки жители Тульской области переплатят 1 млн рублей. На спецодежду за 9 месяцев затрачено более двух миллионов рублей. На эти деньги региональный оператор мог нарядить в комбинезоны, меховые шапки и резиновые сапоги все три сотни сотрудников – от водителя до администратора в офисе, но рассщедрился только на брезентовые рукавицы. Зато якобы все поголовно обеспечены бесплатной мобильной связью – на это дело каждому труженику «Хартии» заложено ежемесячно по 500 рублей с безлимитным тарифом. На легковые автомобили Тойота Камри кампания закладывает расход топлива 20,8 литров на 100 км. А на сайте Тойоты расход топлива такого авто с самым мощным двигателем составляет лишь 13,2 литра.
Необъяснимой тайной стала еще одна статья расходов «Хартии» - так называемое консультационно-информационное обеспечение. За 9 месяцев 2019 года на эти цели потрачено 43 млн рублей. Причём, как заметил Алексей Лебедев, эта сумма составляет наибольшую часть, а именно 70% всех затрат регионального оператора.
Увы, обоснованного ответа, почему правительство области согласовало все вышеприведенные цифры, от представителей комитета по тарифам в зале суда получено не было.
- У всякой «коммерческой тайны » есть двойное дно, - подозревает депутат-коммунист. – Создается впечатление, что вся эта история с мусором была затеяна только для получения прибыли и дополнительных платежей с населения.
ПОЗИТИВ НЕ ПРОЙДЕТ!
Глава думского комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов на совещании, посвященном реализации «мусорной реформы» заявил, что этот год хоть и провальный, но даром не прошел. Во всяком случае, в ГлавМусоре стали понимать, что важно не только собирать деньги за навязанные офертой услуги, но и нести за них ответственность, показывая реальные результаты: отсутствие дымящихся свалок, ухоженные площадки для сбора мусора и четкий график вывоза отходов. Тогда и будет за что платить.
Из позитивного: за семь месяцев этого года 1,6 млн россиян обратились за перерасчетом платы за коммунальную услугу, и региональные операторы вынуждены были из-за своих ошибок вернуть людям в общей сложности 700 млн рублей.
На этом позитив заканчивается. Постановление Госдумы с рекомендациями, как снизить плату для граждан за обращение с твердыми коммунальными отходами, по словам Бурматова, выполнено лишь на треть. Среди пунктов самая животрепещущая для людей тема - установление тарифов по фактическому потреблению коммунальной услуги, а не по нормативам накопления. Такой подход одобрил премьер Дмитрий Медведев и начало прорабатывать Минприроды. Однако до сих пор тарифы в регионах считаются по количеству проживающих или квадратным метрам жилплощади. При этом разница в нормативов у соседних территорий может быть в 50 раз.
Не стоит ожидать в следующем году и новой инфраструктуры по сортировке и захоронению мусора. Проекты пока лишь обсуждаются и, как правило, имеют самые простые технологические решения. За основу берут какую-нибудь европейскую технологию, ее максимально упрощают, минимизируют расходы. В итоге вся сортировка приходит к ручному труду лиц из Средней Азии. Инвестиционных проектов, которые могут изменить структуру формирующейся отрасли, в данный момент нет.
Как уточняют эксперты «Новых Известий», две проблемы — неплатежи и непродуманные изменения правил в отрасли — операторы не способны решить самостоятельно, поэтому усиление роли государства необходимо. Но этого как раз и не происходит. Наоборот, к концу года появилась идея о перераспределении полномочий по реформе обращения с ТКО между несколькими министерствами. Не исключено, что управленческие вопросы (надзор деятельности управляющих организаций и регоператоров силами Госжилинспекции и региональных ОАТИ), а также вопросы оснащения площадок контейнерами от Минприроды перейдут к Минстрою. Ведение госполитики в сфере производства оборудования для переработки отходов и лицензирование деятельности с его использованием отойдут Минпромторгу. Он же совместно с Минэкономразвития предположительно будет устанавливать ставки экологического сбора. МЧС предполагается придать функцию надзора за состоянием мусорных полигонов. Государственные экологические экспертизы и администрирование платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) перейдет в зону ответственности Роспотребнадзора. Минприроды же, если верить новой схеме, достанется только обеспечение экологической безопасности и сама оценка негативного воздействия на окружающую среду.
Если эта схема будет реализована, то общая картина будет выглядеть еще более плачевно, чем сейчас. Размажут ответственность по семи нянькам, и спросить будет не с кого. Представители бизнеса ожидают перемен с большой опаской: кому из семи нянек кланяться, если региональные чиновники уже не смогут договариваться с вывозящими мусор компаниями, которым регоператоры задолжали крупные суммы? Про население вообще промолчим. Оно как всегда окажется крайним на этом празднике жизни.