Задолженность по заработной плате за октябрь увеличилась на 3,3% (83 млн 400 тысяч рублей) и составила 2 млрд 638 млн 500 тысяч рублей, сообщает Росстат. В предыдущие месяцы показатель падал: в сентябре на 1,9%, в августе на 5,4%.
В данных службы статистики указывается, что к 1 ноября задолженность по зарплате у организаций из-за отсутствия собственных средств составляла 2 млрд 597 млн рублей, а из-за несвоевременного получения денег из бюджета — 41 млн 400 тысяч рублей.
Отмечается также, что задолженность касается менее одного процента работников. В основном пострадали люди, занятые в сфере обрабатывающих производств (на их долю приходится 45% долгов), в сфере строительства — 16%, добычи полезных ископаемых — 12%, сельского хозяйства, охоты, лесозаготовки — 8% и транспорта — 6%.
Валерий Миронов, главный экономист Фонда экономических исследований "Центр развития" НИУ ВШЭ, в беседе с “НИ” пояснил, что приведенные сведения отражают среднюю ситуацию по стране, тогда как данная картина опасна наличием крупных, ярких очагов проблем с задолженностью по заработной плате, и, если не обратить на это внимание, кризис может распространиться на другие области:
“Примечательно распределение такого рода задолженностей по федеральным округам. Хуже всего ситуация в Северо-западном федеральном округе, лучше всего в Дальневосточном — здесь снизилась задолженность почти на 8%.
Надо разбираться, почему в Северо-западном она выросла почти на 7%, на 106,8 млн, причем из этих неблагополучных областей Северо-западного округа наихудшая ситуация во второй столице, Санкт-Петербурге — 148,2. И в Вологодской области — 161,4, т.е. рост почти в полтора раза.
Вот точки беды — это Вологодская область и Санкт-Петербург, и СЗФО в целом. Что там происходит — это вопрос к губернаторам.
В то же время, если брать Центральный федеральный округ, тоже есть еще третья точка беды — это Владимирская область, где в 8,6 раза (не на проценты какие-то) выросла задолженность. Это вообще бедствие какое-то.
Стоит обратить внимание на ситуацию в Белгородской области — рост задолженности по зарплате на 42,5%.
К сожалению, в данных Росстата нет детализации, какие предприятия, какие отрасли.
С одной стороны, это, конечно, немного — 1%, но есть такие очаги, где, возможно, есть первые признаки какого-то кризиса, который может распространиться, и эти очаги нужно заранее обезвреживать — разбираться и лечить. Почему в четырех регионах образовалась такая задолженность, способная расползтись на всю Россию?”
Эксперт пояснил, что общая сумма задолженности не столь значительна, если сравнивать с 90-ми годами. Но при этом отметил некоторую странность относительно распределения задолженностей по отраслям, в которых заняты работники. По его словам, к примеру, обрабатывающая промышленность “как раз по идее должна быть основным двигателем роста, потому что мировые рынки обрабатывающей промышленности наиболее быстрыми темпами растут, так как спрос на, допустим, добычу полезных ископаемых снижается в силу развития альтернативной энергетики и экономии традиционных ресурсов, а у нас как раз это негативный показатель”, — выразил неудовольствие Валерий Миронов.