Вчерашнее заявление министр культуры России Владимира Мединского по поводу скандала с его коллегой-историком Олегом Соколовым, убившим и расчленившим свою любовницу, вызвало множество откликов самого разного толка в социальных сетях.
Напомним, слова Мединского на Санкт-Петербургском культурном форуме:
«Раньше спрашивали все про Джокера, а теперь про Олега Соколова. Знаете, так и хочется ответить, если вам так нравится Джокер, то почему вам не нравится Олег Соколов?»
Большинство комментаторов порицает министра. Так, политик Кирилл Гончаров пишет:
«Неплохой публичный вызов. Но уверен, что Владимир Ростиславович должен по этой логике пойти дальше и привести ещё как минимум несколько примеров, таких как:
«Вот если вам так Список Шиндлера нравится, почему вам не нравится Холокост?»
Или «если вам так Утиные Истории нравятся, почему вам не нравится нал в генеральских квартирах?»
А чего не так?»
Общественный деятель Вера Афанасьева считает слова министра «оговорочкой по Фрейду»:
«Но ясно - нервничает Мединский, когда речь заходит о Соколове, нервничает.
И даже понятно, почему.
Во-первых, и Мединский, и Соколов - «особые» историки, историки-фантазёры. Не из тех ботаников-буквоедов, которые корпят по библиотекам-архивам, а из тех что выдумывают все, что им заблагорассудится из собственной шальной головы, не обращая внимания на всякие мелочи, вроде исторической правды и мнения окружающих. Поэтому «а я уважаю пирата, а я уважаю кота».
Во-вторых, оба вампиры-наводчики, пардон, патриоты-реконструкторы, наводящие тень не на плетень а на всякие-разные битвы-победы. Игруны-переодевальщики, мимы-клоуны.
В-третьих, лично знакомы. И, кто знает, не захаживал ли Владимир Ростиславович сказочными зимними вечерами или сладкими белыми ночами к Олегу Валерьевичу на Мойку, не пил ли там сладких ликеров, не ел ли уток с фазанами, не лакомился ли кулебяками, не гладил ли ампирные девичьи головки, не почивал ли у друга-товарища на мягких кушетках-рекамье?
В-четвёртых, оба болезненно нервные, самовлюблённые, капризные - похожие.
В общем, одного поля ягода.
И как человек нервический Мединский не просто переживает эту историю - он её проживает, транслирует на себя. Не по себе ему, сердечному, вот и злится...»
Пианист и композитор Антон Батагов тоже отозвался о словах министра весьма сурово:
«У кого что болит... Это слова так называемого министра культуры РФ. И это даже не безнравственность. Это полная потеря всего человеческого. Вполне характерное явление для последних времен. И даже нет смысла говорить что-то типа "министра культуры - в отставку". Он и так уже давно пользовался глубоким уважением деятелей культуры, а теперь просто публично похоронил сам себя. Спите спокойно, глубокоуважаемый господин министр...»
***
Однако нашлись и такие, кто расценил выступление министра совершенно иначе. К примеру публицист Олег Кашин пишет:
«Вступлюсь за Мединского - все-таки "вам нравится Джокер, а почему Соколов не нравится?" - это моднейшая шутка недели в ФБ, Мединский цитировал модный мем, а не сам сморозил...»
А эксперт телеграм-канала «Красный Сион» считает, что в этом высказывании Мединского есть и доля истины:
«Министр культуры Мединский сравнил Соколова и Джокера ожидаемо вызвав бурю негодования. А я вам скажу так - в этом сравнении есть доля истины. Поясню и заодно отвечу на его сакраментальный вопрос: «раз вам нравится Джокер, то почему не нравится Соколов?».
В нем ведь зашита главная чиновничья парадигма не только в России, но и по всему миру: в насилии виноваты плохие фильмы, стрелялки и прочие видеоигры.
Сегодня, очередной озлобленный на весь мир подросток устроил стрельбу в Благовещенске. Нет сомнений, что вместо серьёзной дискуссии о буллинге (травле) и его профилактике, мы опять услышим, что подросток обожал резаться в шутеры. У Соколова были свои «видеоигры» - реконструкция выглядит как большая и красочная RPG в реальной жизни. И сейчас уже слышны голоса, что заигрался и поехал крышей.
Джокер тоже перевоплощался и играл персонажа привнося в обычную жизнь ролевые элементы. Но злодеем его сделало вовсе не это, а сочетание больной психики, тяжелых условий жизни и постоянных унижений. Это объединяет все случаи подобных вспышек насилия - во чтобы люди не играли, в пропасть их толкают вырвавшиеся наружу внутренние демоны.
Поэтому большинству так нравится Джокер: причем, не сам он, а как в фильме показан его психологический надрыв. Он хорошо понятен жителям мегаполиса ежедневно преодолевающим море стрессовых ситуаций и микротравм. Также, зрителей захватывает противостояние безумного одиночки и сильных мира сего - яппи, полиции, кандидата в мэры. При этом все мы понимаем, что это блестящая актёрская игра и Хоакин Феникс на самом деле не простреливает голову де Ниро.
А Соколов не то что нам не нравится - он вызывает гадливость и омерзение тем, что постоянно играя в блестящего и благородного офицера наполеоновской армии на самом деле оказался героем «груза 200». Больной старый идиот, казнивший спящую подругу четыре выстрелами в висок и разрезавший ее тело, не пошёл как Джокер против богатых или влиятельных - он убил и надругался над человеком всецело от него зависящим и беззащитным.
И конечно же, виноваты не его переодевания - это все внешнее - а старая как сам род людской болезнь тщеславия и веры в собственную исключительность...»