Posted 13 ноября 2019, 18:27

Published 13 ноября 2019, 18:27

Modified 7 марта, 15:28

Updated 7 марта, 15:28

На форуме "Успешная семья - успешная Россия" обсудили проблемы малого бизнеса

13 ноября 2019, 18:27
Несмотря на существующие меры поддержки, малый бизнес в России по-прежнему находится в сложной ситуации. По состоянию на август 2019 года количество малых и средних предприятий сократилось почти на 4 процента по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Как переломить ситуацию?

Об этом в рамках II Всероссийского форума «Успешная семья – успешная Россия» шла речь на дискуссионной площадке «Инструменты поддержки и проблемы бизнеса – два берега одной реки?». Ее провел Президент ТПП ФР Сергей Катырин. Участники обсудили, насколько цели и задачи инфраструктуры поддержки бизнеса соответствуют ожиданиям предпринимателей.

Выступали люди, хорошо знающие тему: депутат Госдумы ФС РФ Татьяна Алексеева, заместитель министра экономического развития России Вадим Живулин, руководитель Дирекции организации правовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства ПАО «Корпорация МСП» Алексей Шестоперов, управляющий директор Дивизиона «Малый и микробизнес» ПАО Сбербанк Егор Калина (кстати, ПАО Сбербанк выступил официальным партнером форума).

Основной вопрос дискуссии - насколько формулируемые и реализуемые государством инструменты поддержки бизнеса соответствуют ожиданиям предпринимателей и современному состоянию развития сектора МСП в экономике.

Сергей Катырин отметил, что, по данным АО «Корпорация МСП», на сегодняшний день за счет государства создано более 750 организаций инфраструктуры для бизнеса и реестра объектов инфраструктуры. Ежегодно на их развитие направляются большие объемы бюджетных средств – начиная с 2005 года из федерального бюджета было выделено в общей сложности около 5 трлн рублей. В 2019 году расходы федерального бюджета на эти цели составили около 16 млрд. рублей.

И все же малый бизнес в России развивается крайне медленно.

В нормативных документах перед инфраструктурой поддержки МСП поставлена задача выполнения количественных показателей работы. Однако, отсутствуют оценки, которые бы показали, насколько конечный потребитель их услуг – субъекты МСП – довольны инструментами поддержки бизнеса и соответствуют ли эти инструменты ожиданиям предпринимателей?

В дискуссии также приняли участие руководители региональной инфраструктуры поддержки бизнеса, центров «Мой бизнес»: Брянской, Липецкой областей и Москвы, представители бизнеса из Московской, Курской, Ярославской, Белгородской, Кемеровской областей, Приморского края; руководители ТПП: Ростовской, Липецкой, Воронежской, Калужской, Ярославской, Волгоградской областей, Еврейской АО, Москвы.

В своем выступлении Егор Калина отметил, что Сбербанк идет в ногу со временем, запустив специальную программу популяризации предпринимательства, а также ряд банковских и небанковских продуктов. Уже сейчас начинающие предприниматели могут получить от Сбербанка не только кредиты и льготное обслуживание, но и содействие в регистрации своего бизнеса онлайн, помощь в повышении квалификации через различные программы обучения и мастер-классы, в установлении новых полезных контактов на базе медийной платформы, в поиске персонала и многое другое.

Таким образом, Сбербанк становится не только финансово-кредитной организацией, заинтересованной в притоке новых клиентов, но и настоящим институтом развития, нацеленным на стимулирование и развитие предпринимательского сектора в экономике России в целом.

Участники дискуссии пришли к следующим выводам.Необходимо участия бизнес-объединений, в том числе торгово-промышленных палат, в работе объектов инфраструктуры на стадиях: планирования мероприятий, оценки хода их реализации и эффективности по итогам полугодия/года;

Бизнес-объединения должны участвовать в общественном контроле (мониторинге) оценки эффективности работы государственной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

Наконец, надо развивать взаимодействие государственных объектов инфраструктуры с торгово-промышленными палатами, что позволит сокращать расходы бюджета и эффективно, качественно реализовывать меры поддержки бизнеса.

В ходе дискуссии участники обсудили другие острые, наболевшие вопросы развития предпринимательства: доступность к финансовым (кредитным) ресурсам, налоговую нагрузку, поиск рынков сбыта (в том числе вход в крупные торговые сети), ведения реестра получателей поддержки, цифровизации экономики. Трудно ожидать развития малого бизнеса в стране, если не будут даны положительные ответы на все эти вопросы.

Подпишитесь