Иван Петровский
Объектом гнева президента стали строители космодрома «Восточный», который в ближайшие годы должен стать главной космической гаванью России. Причина критики проста и банальна: коррупция и воровство средств, которые выделяет государство. Как уточнил Дмитрий Песков, похитили 11 млрд рублей, а вернуть удалось только 3,5 млрд. рублей. 7,5 "ярдов" пропало бесследно.
По идее, глава Роскосмоса после таких заявлений и озвученной президентом надежды на то, что контроль за расходами всё-таки получится наладить (сама формулировка подразумевает, что необходимого контроля до сих пор нет), должен был хотя бы для вида пообещать исправить ситуацию, но он лишь оправдывался тем, что все нарушения были датированы 2014 годом, совершены ещё при прошлом руководстве Роскосмоса, а нынешний застройщик – белый и пушистый: «Никаких оснований беспокоиться по поводу того, что деньги расходуются неэффективно, у нас пока нет, каких-то фактов тревожных тоже нет». Неужели Роскосмос, который были уличён Счётной палатой в расходовании примерно 800 млрд рублей с нарушениями за 2 года, вдруг стал эффективно работать? Вот обещают же открыть, например, 4 новых станции системы спутниковой связи, которые должны будут обеспечить Арктику связью, в том числе Интернетом. Стоит ли уже открывать шампанское или же радость по поводу происходящих перемен преждевременна – выяснили «Новые Известия».
Безжалостные цифры: сколько Роскосмос недодал бюджету и самому себе
Любая компания эффективна тогда, когда может самостоятельно зарабатывать деньги. Но Роскосмос в период с января по сентябрь 2019 года перечислил в бюджет только 1,133 млрд рублей вместо 5,285 млрд. В 4 раза меньше положенного по закону о федеральном бюджете. Очевидный провал. Но со слов Рогозина – это показатель повышенной эффективности. Если не новое слово в экономике, то где-то близко... А главная декларируемая причина – сокращение количества расторгнутых контрактов. Неужели раньше при планировании финансовых показателей госкорпорации заведомо закладывалось неисполнение обязательств по контрактам? С точки зрения коммерческого предприятия – это абсурд. И с точки зрения цифр – тоже. Сокращение отчислений в бюджет не привело к улучшению финансирования предприятий, ожидающих 538 млрд рублей к концу года: план по расходам выполнен только на 38,8%.
Но Роскосмос в статусе госкорпорации и космического монополиста наделён ещё и полномочиями развития отрасли. Откуда будут запускать ракеты, какие будут запускать ракеты, какие спутники и грузы будут выводить на орбиту эти ракеты – решает не свободный рынок, а сам Роскосмос в директивном порядке. В его власти как сделать нашу космонавтику ведущей в мире, так и задвинуть её куда-нибудь поглубже, сохранив только светлую память о достижениях прошлого в музеях и фильмах. И вот тут начинается самое интересное.
Сотни бюджетных миллиардов за жонглирование несуществующими ракетами и кораблями
Курс на смену устаревших ракет-носителей (Союз ведёт родословную с конца 50-х годов прошлого века, а Протон-М с середины 60-х годов) взят уже давно. «Энергомаш» летом уже даже объявил о прекращении производства двигателей для «Протона». Но с альтернативами выходит заминка. Причем искусственно созданная. В сентябре Роскосмос сам расторг контракт на строительство ракет-носителей «Ангара-А1.2», которые должны были вывести на орбиту спутники той самой системы «Гонец». Вместо них на стартовую площадку выкатят проверенные ракеты «Союз-2»: они до сих пор оказываются дешевле. Возникает два вопроса: а на что рассчитывал Роскосмос, создавая заведомо дорогую ракету, и почему не стремится снизить себестоимость её производства? Напомним: «Ангара» — это семейство модульных ракет, состоящих из однотипных блоков. Ещё при проектировании ставка делалась на то, что массовое производство позволит снизить стоимость. Но сам Роскосмос серийное производство зарубает на корню.
Такими темпами все 160 млрд. руб, потраченные на разработку Ангары, станут просто выброшенными на ветер. Может быть, хотя бы тяжёлая версия «Ангара-А5», которая должна сменить уходящий «Протон», наверстает упущенное? Тоже сомнительно. Постоянные метания от одного бумажного проекта к другому привели к тому, что даже новый пилотируемый корабль «Орёл» (раньше его называли «Федерацией») на «Ангаре» отправляться в космос не должен. По словам заместителя гендиректора РКК «Энергия» Александра Деречина, «Ангара-А5» - дорогая и сложная ракета, пуски на ней с экономической точки зрения неконкурентоспособны. Поэтому «Орёл» полетит на «Союзе-5» - ещё одной более перспективной и ещё более несуществующей ракете.
Если «Ангара-А5» хотя бы совершила один тестовый полёт, то «Союза-5» ещё и близко нет. Эскизный проект должен был быть готов к 30 октября. Прошёл год с начала работы, но компании Роскосмоса не справились – новая дата представления эскизного проекта назначена на 30 октября 2020 года. И только после этого начнётся уже детальная разработка, постройка, испытания и прочее, прочее, прочее… Илону Маску, например, потребовалось 5 лет, чтобы разработать c нуля и запустить Falcon 9. Теперь уже возвратом первых ступеней и их повторным использованием никого не удивишь, а 11 ноября впервые в истории космонавтики Falcon 9 полетел с «бэушным» носовым обтекателем, который ранее успешно вернулся на землю. Всё ради экономии. А Роскосмос топчется на эскизах несмотря на то, что «Союз-5» - это модификация советского «Зенита» (даже двигатели новые не потребуются: вместо украинских РД-120 поставят РД-0124МС от третьей ступени Союза), а на эскизный проект было выделено 62,5 млрд рублей.
Ради смены «Ангары» на «Союз-5» для пилотируемых полётов даже отложили первый запуск «Орла» с 2021 года на 2023-й, который теперь автоматически превращается минимум в 2024 год. Но постойте: в июне этого года на авиасалоне в Ле Бурже Роскосмос объявил, что пилотируемый корабль сможет летать на новой версии ракеты «Ангара-А5В», которая должна совершить первый полёт в 2027 году. Разработка же проекта пилотируемой Ангары не остановлена и должна быть завершена к концу 2019 года: в начале ноября Рогозин сам заявил, что пилотируемая Ангара в первой модификации будет готова к 2024 году. Удивительно, но и от пилотируемого «Союза-5» Роскосмос не отказался: сайт госзакупок говорит, что контракт на проектирование имеется.
Если запутались – не переживайте. В этом вы не одиноки. Руководство госкорпорации также не может определиться, сколько и каких версий космического корабля требуется, и на чём запускать. И из-за этой путаницы сроки лётных испытаний «Орла» постоянно переносятся с 2015 года: теперь минимальная задержка составляет 9 лет. И на этот раз свалить всё на прежнее руководство не получится: неразбериха с "Ангарой" и "Союзом" происходит прямо сейчас при Дмитрии Рогозине.
Дилемма космодромов: куда тратить миллиарды?
Но ведь и ракеты ещё надо откуда-то запускать. Есть три варианта космодромов: Байконур в Казахстане, Плесецк в Архангельской области и Восточный в Амурской области. Байконур подходит для старых «Союзов» и «Протонов», а также подойдёт и для «Союза-5». Но есть нюанс: Россия вынуждена арендовать космодром за 115 млн. долларов в год (7,36 млрд рублей), вынуждена согласовывать места падения отработанных ступеней и рисковать потерять стартовую площадку из-за переменчивой геополитики. С Плесецка можно запускать Ангару, только из-за его северного расположения фактически недоступны наиболее востребованные среди заказчиков орбиты (большинству не нужны спутники на севере - там нет людей, а значит нет спроса на мониторинг и телекоммуникации). На МКС с Плесецка не улететь. А Восточный всем хорош: выводить спутники можно и на геостационарную орбиту, и на полярную, и на МКС без проблем, и на территорию других стран обломки не упадут. Но там готова стартовая площадка только опять-таки под старые "Союзы" с небольшой грузоподъёмностью. Строительство второй очереди под «Ангару» только-только начинается, а про «Союз-5» и вовсе нет речи.
Перспективы у Восточного хорошие. Главное – завершить строительство. За 9 месяцев 2019 года Роскосмос выделил на программу «Развитие космодромов на период 2017 – 2025 годов» только 27,8% от запланированных средств. А в прошлом году финансирование замерло на уровне 40%. Так что может действительно на стройке стали меньше воровать, но вместе с этим и работы остановились.
Пока в мире разворачивается новая лунная гонка, открываются новые горизонты для коммерческого применения космоса, идёт стремительное сокращение стоимости космических пусков, Роскосмос запутался даже не в трёх соснах, а в двух ракетах.