Диляра Тасбулатова
Сам он, между тем, порой ведет себя странно: то ли хотел запретить, то ли запретил свой же фильм «Кафе Донс Плам», где играл совсем молодым, и играл блестяще. В этом авторском фильме, похожем по стилю на кино.док, ДиКаприо выделялся среди всех остальных, притягивая внимание к своей персоне удивительным мастерством, никто ему уже тогда в подметки не годился. То же самое произошло и с его Артюром Рембо в фильме «Полное затмение» Агнешки Холланд - другого Рембо, «мятущегося», как говаривали раньше, прОклятого поэта, и представить себе невозможно.
Хотя зрители, что с них взять, помнят его в «Титанике» - особливо девицы, которые сейчас уже тоже постарели, сколько времени прошло, но и песня из фильма, и душка Лео теперь навсегда запечатлены в их памяти, как мелодраматический образ вечной негасимой любви, красоты и романтики. Раньше так по Делону с ума сходили, но ДиКаприо - не обладающий, правда, столь демонстративной красотой - его вполне заменил. Любопытно, что он хотел отказаться от этой роли (Лео уже с юности был строг в выборе ролей, надо отдать ему должное), но вовремя передумал, хотя именно этот образ сыграл с ним двусмысленную шутку. Девицы-то сомлели, оно и понятно, фильм сверх-кассовый, дорогостоящая мелодрама, заработавшая в мировом прокате 7 миллиардов долларов (!) - профит, сравнимый с нефтедобычей; зато так называемые интеллектуалы и критики кривились, вспоминая его Рембо и «Донс Плам».
Должно было пройти время, чтобы его оценили не только юные девицы: однако многие до сих пор удивляются, когда говоришь, что это актер выдающийся, если не великий. В каком это месте он выдающийся, острят эти умники, не видевшие его ранних ролей: правда, в последнее время уже и они признали его достоинства, посмотрев фильмы Тарантино (но об этом чуть позже).
Но… Как это ни смешно звучит – но если по гамбургскому, то ДиКаприо …не везет. Родился поздно, вот в чем его беда. Как раз тогда (в 1974-м), когда американское кино достигло своего апогея, когда блистали Де Ниро, Редфорд, Ньюман, Брандо, Николсон и Ал Пачино. А ДиКаприо, таким образом, только-только появился на свет – мало того, что еще нужно было достигнуть «половой зрелости», но еще и пробиться, найти своего режиссера, понять, какое амплуа тебе подходит, и умещаешься ли ты в его рамки или можешь их раздвинуть. Он, правда, еще застал авторское кино, но оно уже уходило чуть ли не в маргинальную нишу, а ему нужен был успех, и успех тотальный (ДиКаприо знает себе цену, притом что умен, а не какой-нибудь там надутый индюк).
«Титаник» же чуть не сломал ему судьбу, ибо грозил навечно припечатать его как романтического юношу, погибшего, спасая возлюбленную на злосчастном обреченном корабле, и отныне, казалось, удел Лео – романтические воздыхатели, жертвенные и любящие до смерти, причем в буквальном смысле.
Он правда, как уже говорилось, умён и очень, между прочим, требователен – и прежде всего к себе самому, что, видимо, его и спасло. Он же не Гойко Митич, вечный Виннету-вожд-апачей, и не тупой качок Ван Дамм, чтобы повторяться из роли в роль. С другой стороны, попадались в эту ловушку и умные: например, Луи Де Фюнес, который в конце концов всем дико надоел. Надоел и, господи прости, Джигарханян, который давно потерял счет своим фильмам. Эту проблему, страх надоесть зрителю, интересно разрешил величайший актер Даниэль Дей-Льюис, партнер Лео в «Бандах Нью-Йорка»: он просто по пять лет подряд не снимается, делает… обувь, сидит и тачает сапоги, такое у него хобби.
То ли Ди Каприо более амбициозен, то ли не умеет прибивать набойки, точно не могу сказать, но перерывов в карьере он боится, а ролей, соразмерных его таланту, нет как нет.
Помилуйте, все эти «Авиаторы» и «Отступники», эти «Волки с Уолл-стрит» и с прочих стрит – не его масштаб, даже, скажем так, не его удел: будучи молодым, он не очень вписывался в эти мегаломанские проекты, в этот, уже безумно устаревший «большой стиль» и коммерчески выверенные жанровые картины. Ну, если он от «Титаника», будучи совсем юным, хотел отказаться.
Вот «Знаменитость» Вуди Аллена – совсем другое дело, хотя у него там всего-то камео, эпизод (фильм, впрочем, так построен, что у многих там - эпизоды). И какие! Ди Каприо там играет голливудскую звезду, уже насмерть избалованного нахального юнца, за которым бегают толпы поклонниц – то есть, по сути, самого себя, но в саркастическом ключе. Гениальная роль, я всякий раз смотрю с огромным удовольствием – какая, сижу думаю, органика, хорош, точен, ироничен. Большой актер.
Но, повторюсь, не везет: не идет ему ни звериная серьезность блокбастеров, ни роли отпетых злодеев или полоумных миллионеров, потому что он вам всё это в полпинка изобразит, он мастер, он гений, а вы его вот таким манером используете.
В одно время он даже поднадоел – и уже казалось, что ничего хорошего с ним не случится, так и будет играть в коммерческой лабуде бандитов, миллионеров и прочих малоинтересных личностей: тут, впрочем, дело не в персонажах, а в уровне самих фильмов.
Правда, Ди Каприо еще до «Титаника» пытался экспериментировать - когда Баз Лурман пригласил его в кавер-версию истории Ромео и Джульетты. Никакой версии в результате - ни кавер, никакой другой, не вышло (молодежи, правда, нравились все эти эксперименты г-на Лурмана, весьма легковесные, ему, пожалуй, удался только «Мулен Руж» с Николь Кидман), а уж его «Гэтсби» - просто чудовищная поделка. И Ди Каприо там просто нечего делать – да там все выглядят как персонажи компьютерной игры.
Правда, как и с Вуди Алленом, ему порой везло: Сэм Мендес, в то время муж выдающейся Кейт Уинслетт (с которой Лео играл в «Титанике») и автор культовой «Красоты по-американски», пригласил его в картину «Дорога перемен». Абсолютно авторскую, по-европейски глубокую, да еще и в паре с самой Уинслетт, которую называют самой великой, после Мерил Стрип, актрисой начала 21 века. Что и говорить, ни Уинслетт (ее мастерство порой даже пугает, она само совершенство), ни Ди Каприо не посрамили ни Мэндеса, ни продюсеров. Выдающаяся картина, хотя далеко не блокбастер: какая-то даже бергманоидная, беспощадная, глубокая, страшная. О кризисе брака, и не только брака: об экзистенциальном кризисе, о некой бездне, бессмысленности жизни. Через два года Мэндес и Уинслетт объявили о своем расставании: как это было с Крузом и Кидман, чей брак рухнул под наваждением «Широко закрытых глаз».
Но полностью – безоговорочно и победоносно – в профессию, если понимать ее как художественное открытие, а не набор приемов, - Ди Каприо вернулся благодаря Тарантино. Сначала в «Джанго», где он сыграл белую сволочь, жесточайшего плантатора, настоящего фашиста и подонка. Ди Каприо даже сомневался, стоит ли так сгущать краски, на что Тарантино ему сказал, что в реальности во времена рабства все было еще страшнее. А в этом году, через 7 лет после «Джанго», вышел «Однажды в Голливуде», где Брэд Питт и Ди Каприо что называется, «отвязались по полной», к вящей радости киноманов. Не фильм, а прямо-таки «пирдуха» (или – пир духа, как вам больше нравится) – нисколько не пожалела, что отстояла в Каннах четыре часа в очереди.
Как когда-то Ньюман и Редфорд, эти два совершенных воплощения американского Мифа, так и Брэд и Лео, два вроде придурка (ну, по роли) – воплощают его уже на новом этапе. В постмодернистском, ироническом ключе. Тут даже, не к юбилею будет сказано (да ладно, он все равно не прочтет, хе) нашего героя переиграл Питт, более, что ли, отвязный, чем интеллигент Ди Каприо. Однако их дуэт, помяните мое слово, непременно войдет в историю кино, как дуэт двух лузеров, спасших не только жену Полански и ее друзей от кровопролития, но и … Америку в целом.
Вы спросите, причем здесь Америка? А притом, что это зверское убийство, которое в реальности таки произошло, положило конец иллюзиям и человеческому братству детей-цветов. Но, как прикалывается Тарантино, рядом оказались два этих дурака – они и спасли Америку, а заодно и весь мир от агрессии и неверия.
Блестящий ход, гениальное решение: альтернативная история, внутри которой два дружка, Лео и Брэд, чувствуют себя как в своей тарелке.
Каннский триумф (я смотрела трансляцию фото-колла в пресс-центре) был очень к лицу этим двум большим актерам: свобода и обаяние Питта плюс искренняя радость Лео (так и чувствовалось в его улыбке – ну наконец-то я на своем месте, фильм удался!) передавались буквально всем. А на Красной дорожке стоял буквально рёв, орали и зрители, и папарацци, и все, кто в этот день попал сюда: Лео!!! Брэд!!!
В общем, спасибо Тарантино – ну, за многое, но, поскольку эта статейка юбилейная, то отдельной строкой – за Ди Каприо лично.
Так держать.
Ну и пост-скриптум: Ди Каприо, как известно, был вечным номинантом на Оскар, а получил его за роль, далеко не лучшую в его послужном списке. Уже довольно скоро мы узнаем, получит ли он своего второго Оскара за роль в фильме Тарантино. Правда, его друг Питт дышит ему в затылок.