Posted 12 ноября 2019, 12:17
Published 12 ноября 2019, 12:17
Modified 7 марта, 15:29
Updated 7 марта, 15:29
Минфин отчитался по поводу освоения бюджета за девять месяцев текущего года: с января по сентябрь потрачено только 62,9% (12,05 трлн рублей из 18,3 трлн рублей) из уточненного плана на год, что является наиболее низким показателем за последние 11 лет, сообщает РБК.
Для выполнения плана до конца года правительству из федерального бюджета предстоит потратить свыше 7 трлн рублей. Традиционно на последние месяцы приходятся наиболее интенсивные выделения денежных средств на запланированные ранее цели, но в этом году Минфину будет особенно трудно форсировать расходы. Особенно учитывая, что в 2019 году правительство рассчитывало потратить на 2,4 трлн рублей больше (в основном на нацпроекты), чем в 2018 году.
Напомним, что еще в сентябре глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин говорил о том, что в нынешнем году объем неисполнения расходов бюджета может стать рекордным, отмечая при этом, что если раньше у Минфина была проблема с нехваткой средств, то теперь — проблема с избытком.
За 3 года сумма неизрасходованных средств бюджета выросла троекратно.
Конкретные цифры приводит заместитель председателя Счетной палаты Галина Изотова. По ее словам, сумма увеличивалась ежегодно: с 220 млрд рублей в 2016 году до 778 млрд рублей в 2018 году, в 2019-м она может достичь 1 трлн рублей, что показывает троекратный рост суммы неизрасходованных бюджетных средств за последние три года, пишут “Ведомости”.
По словам представителя Счетной палаты, ситуация за октябрь не улучшилась, и в течение оставшихся двух месяцев предстоит потратить сумму, превышающую на 971,8 млрд рублей аналогичные показатели прошлого года. Изотова предупредила, что существует риск, что часть расходов так и не будет исполнена.
Деньги и не могут быть освоены.
Как пояснила в комментарии “Ведомостям” эксперт Экономической экспертной группы Александра Суслина, в случае возникновения выбора, потратить ли средства на плохо подготовленные проекты или не тратить совсем, выбирается второе. Как отметила эксперт, многие представленные проекты зачастую являются просто набором амбициозных целей. При этом она добавила, что растущая неравномерность расходования бюджетных денег говорит о неэффективности системы госуправления.
По словам ведущего эксперта института “Центр развития” ВШЭ Андрея Чернявского, неисполнение расходов объясняется тем, что хотя федеральный центр готов предоставить деньги, регионы не имеют нужных центров компетенций для подготовки проектов, соответственно, они не берут на себя ответственность, опасаясь что не смогут обеспечить результат, что повлечет за собой отсутствие финансирования в будущем.
Самое слабое звено нацпроекты.
Как поясняют эксперты, ситуация с низким уровнем исполнения бюджета связана с резким ростом заложенной в него доли инвестиционных расходов по национальным проектам. Как пояснил РБК старший научный сотрудник Лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС Александр Дерюгин, деньги на многие проекты выделяются в конце года, но возникает масса бюрократических проволочек — документация, согласование, — что создает возможность “зависания” на любом из этапов. Как выразился эксперт, “мы видим на примере нацпроектов, что у нас все очень плохо обстоит с системой принятия решений, подготовки документов в вопросах инвестиций”.
В комментарии “Ведомостям” директор Научно-исследовательского финансового института Владимир Назаров пояснил, что действительно медленнее всего деньги тратятся на национальные проекты: их исполнение за 9 месяцев составило 52,1% от годового плана. При этом наихудшие показатели у нацпроектов “Экология” (22%) и “Цифровая экономика” (12%).
В интервью изданию министр природы Дмитрий Кобылкин отметил, что меньше всего распределило средств Минкомсвязи — 16,1%. Так, по данным Счетной палаты, Минкомсвязи не сумело направить денежные средства ни на один из шести запланированных проектов, в числе которых: подключение к интернету образовательных учреждений, создание сети беспроводной связи для социально значимых объектов, распространение ключевых цифровых сервисов, а также поддержка отечественных IT-решений и компаний деньгами. Впрочем, в Минкомсвязи объясняют такое положение тем, что как раз к концу года и будет проходить приемка многих работ, распределенных по аукционам, и исполнение бюджета “Цифровой экономики” за счет выплат исполнителям резко вырастет.
В число плохо организованных нацпроектов, как ранее говорил премьер-министр Дмитрий Медведев, попадают минимум 3 из 13, и есть существенные риски недостижения нужных показателей. В число "неудачников" попали: поддержка экспорта, малого и среднего бизнеса и стимулирование роста производительности труда.
Национальные цели, ради которых и создаются нацпроекты, останутся не выполнены.
Национальные цели, ради которых создали нацпроекты, также могут не выполниться, приводят “Ведомости” мнение Изотовой. По ее словам, околонулевой рост доходов не позволит продвинуться в борьбе с бедностью. Доходы 13,5% россиян в первой половине года были ниже прожиточного минимума, хотя правительством ставилась цель вывести из бедности 1,5%, что без дополнительных мер соцподдержки, по словам представителя Счетной палаты, малореалистично.
Ранее, в прогнозе социально-экономического развития до 2024 года Минэкономразвития признало, что выполнить сразу 5 национальных целей не удастся. В 2019 году точно не получится: повысить реальные располагаемые денежные доходы на 0,5%, увеличить естественный прирост населения (предполагалось сокращение естественной убыли населения с 224 600 до 219 000 человек, однако, согласно прогнозу Минэкономразвития, показатель вырастет до 284 000 человек).