Posted 9 ноября 2019, 15:13
Published 9 ноября 2019, 15:13
Modified 7 марта, 15:31
Updated 7 марта, 15:31
Исследователи проанализировали аккорды сотен хитов поп-музыки, чтобы, разъяв алгеброй гармонию, понять, почему они так нравятся слушателям.
Ирина Зиганшина
Работа немецких и норвежских специалистов в области нейропсихологии появилась на днях в журнале «Современная биология» (CurrentBiology).
Целью ученых было понять, как музыка активизируетсистему удовольствия в мозге и почему хорошая песня дает возможность воспрянуть духом, даже если перед ее прослушиванием мы были в унынии. Для этого эксперты, прибегнув к искусственному интеллекту, проанализировали 80 000 аккордов из 745 классических американских поп-песен, которые побывали в чартах Billboard. При этом во внимание принимались только последовательности аккордов – другие элементы, вроде текстов, ученые выключили их исследования.
Как выяснилось, между песнями, которые становятся хитами, есть общее, - когда мы слушаем их, в мозгу возникает динамический баланс между ожиданием, что произойдет дальше, и удивлением от неожиданности. Когда люди уверены в том, какой аккорд последует дальше, они получают удовольствие, если их ожидания нарушены. Когда же уверенности в том, чего ожидать, не было,им было приятно, если последующие аккорды не содержали в себе сюрпризов.
Исследования с использованием МРТ показали, что переживание музыкального удовольствия отражается в трех областях мозга: миндалевидном теле, гиппокампе и слуховой коре. Эти области мозга задействованы соответственно в обработке эмоций, обучении и памяти, обработке звука.
Таким образом, удовольствие от музыки зависит от взаимодействия наших ожиданий и реакций, а способность человека предугадывать оказывается важным механизмом, благодаря которому абстрактные звуковые последовательности рождают в мозгу эмоции и трансформируются в универсальный культурный феномен, называемый музыкой.
Исследователи считают, что полученные результаты можно использовать для улучшения алгоритмов генерации искусственной музыкиили даже прогнозирования музыкальных тенденций. А в будущих работах можно рассмотреть, как сочетание неопределенности и удивления проявляет себя в оценке других видов искусства, например кино и танца.
P.S.
Нельзя не отметить, что выводы ученых полностью подтверждают выводы, которые еще 100 лет назад сделал в своих работах, посвященных философии музыки (разумеется, другими словами и намного более развернуто и сложно) гениальный русский философ Алексей Лосев. Только Лосев писал, конечно, о музыке классической, однако механизм, рождающий чувство удовольствия и для не нее, и для попсы одинаков.