Posted 9 ноября 2019, 09:32
Published 9 ноября 2019, 09:32
Modified 7 марта, 15:32
Updated 7 марта, 15:32
Людмила Бутузова
- Мы вместе с юристом Виктором Михайловым подали два административных иска, - рассказывает Клим Лихачев. - В одном оспариваются итоги выборов на участках, где массово голосовали солдаты срочной службы - жители других регионов России. Налицо использование силового ресурса и предполагаемые фальсификации. Второй иск предполагает административное давление на малоподвижных граждан и инвалидов. Эта категория избирателей зависима от социальных работников, а те в свою очередь находятся в прямом подчинении Ольги Мельниковой – директора центра социального обслуживания четырех районов, входящих в 32 избирательный округ.
Иски по столь щекотливым вопросам поданы к участковым избирательным комиссиям. И не отвергнуты, как это принято в большинстве случаев, а – оперативно и беспристрастно рассматриваются судьей Хызыром Муссакаевым. По отзывам участников процесса, поведение судьи вызывает уважение и если сравнивать с процессом по оспариванию интернет-голосования в округе № 30 кандидатом Романом Юнеманом, то это небо и земля. Там сложнейшее дело рассмотрели за пять часов, отказав в ходатайствах, а тут рассмотрение пока идет скрупулезно. Как выразился судья Муссакаев, «будем заседать столько, сколько нужно, чтобы докопаться до истины».
Сам процесс тянет на скандальный детектив. Одно из первых заявлений ответчиков – избирательных комиссий, где, собственно, и произошли, фальсификации, было требование прекратить производство по делу немедленно. Повод настолько наглый, насколько и смешной: будто бы доверитель Лихачева - Виктор Михайлов - не имеет диплома о высшем образовании, раз он не представлен среди документов. В суде было потрачено немало времени для разъяснений избиркомовским тетушкам, что диплом кандидата юридических наук у доцента кафедры судебной власти в ВШЭ, ничем не хуже вузовского. Затем ответчики привязывались к тому, что в доверенности на представление интересов доверителя во всех судах судебной системы РФ не указано, что он может подавать "административные" исковые заявления в Симоновский райсуд г. Москвы. Даже у невозмутимого судьи Муссакаева округлились глаза…
- Настаивая на удовлетворении абсурдных требований, выходящих за границы права и здравого смысла, ответчики демонстрируют свой страх входить в судебный процесс, они действительно боятся рассмотрения дела по существу, и именно поэтому их заявления направлены лишь на немедленное прекращение дела, . – говорит Клим Лихачев. – Мне бояться нечего - на моей стороне правда, закон и поддержка 12 000 избирателей, реальных жителей, москвичей. Сейчас за свой мандат должна переживать депутат и удружившие ей покровители.
Не сумев взять суд нахрапом, ответчики сменили тактику и теперь ведут себя как проштрафившиеся школьники: то «забывают» запрошенные судьей документы, то ссылаются на внезапно заболевшего старшего товарища, который унес в больницу ключ от сейфа, то путаются на тысячу – другую с количеством проголосовавших избирателей.
- Доводы ответчиков шиты белыми нитками, -- уверен член Научно-экспертного совета при ЦИК России Григорий Мельконьянц. - На участках, где в выборах приняли участие 1000 военнослужащих, показаны неестественные результаты в пользу Ольги Мельниковой. Но и этих голосов не хватало ей для победы. После того, как на судебном заседании указали на это несоответствие, избиркомы предоставили новую справку, согласно которой количество военнослужащих увеличилось в два раза - до 2000 человек. То есть, пытаясь оправдаться за «карусель», ответчики прямо в суде раскрутили ее еще сильнее.
Из открытых источников известно, что из Семеновского полка в выборах участвовали два батальона - по одному на каждом избирательном участке соответственно. Не является военной тайной и то, что в батальоне проходят службу от 150 до 500 человек.
На всех других участках в 32 округе число проголосовавших составляло от 250 до 400 человек. И - внимание! - только на двух участках, где голосовали военные, - число проголосовавших составило 1363 (на участке №1752) и 1364 человека (участок № 1753). Таким образом, участки показали аномалию с огромным превышением числа проголосовавших. Напомним, Мельникова "обошла" Лихачева всего на 440 голосов.
Два батальона солдат, даже если делать расчёт из максимального числа - 500 солдат в батальоне, не смогли бы подарить победу Мельниковой. Если бы не ещё мистическая 1000 солдат. Откуда они взялись?
Очевидцы, весь день находившиеся на этих аномальных участках, заявляют о том, что на каждом из них голосовало примерно 1000 военных. Получается, что могли голосовать только 2 батальона с общей численностью максимум 1000 избирателей, а на практике проголосовавших вдвое больше - 2000 военных - избирателей.
Размышляем: или военных специально привезли из других батальонов, и они не имели права голосовать. Или имеющиеся два батальона Семеновского полка проголосовали на обоих участках - утром на одном, после 14:00 - на другом.
- Получилась избирательная карусель которая и принесла победу как бы «самовыдвиженке», а на самом деле члену партии «Единая Россия» Ольге Мельниковой, - утверждает бывший начальник предвыборного штаба Клима Лихачева Анастасия Крючкова. – Есть еще одно немаловажное обстоятельство. В Симоновский суд попали официальные документы от ответчика, где совместно с командованием части заявляется, что на каждом из двух участков проголосовали примерно по 500 военных. Так, а откуда взялась ещё 1000 проголосовавших военных?
Это предстояло выяснить на следующем судебном заседании. Решимость истцов разобраться в подозрительной «арифметике» поддержали прокурор и судья, потребовавшие от избиркомов предоставить списки военных - избирателей.
Но наутро ответчики кардинально поменяли свою позицию в суде. Да, ту самую, которую только вчера озвучивали с хмурыми лицами, а сегодня «уточнили», увеличив число проголосовавших военных ровно в 2 раза - до 2 000 человек!. Но та - первая - позиция подкреплялась справкой из воинской части, с подписью и печатью и была приобщена к материалам дела. А эту и к делу не пришьешь – все на словах, вопреки требованиям судьи предоставить официальные документы. Ответчики отказались это сделать под предлогом, что документы они выдают не по запросу, а… «по решению суда». Представители Мельниковой поддержали абсурдное заявление. Как это оценивать?. Как художественную самодеятельность по клонировнию нужного числа избирателей? Но согласится ли командование в\ч на мастер - класс по созданию тысячи военных из воздуха? И законно ли вообще наделять клонов правом голоса?
- Занудство страшное – распутывать чужие закорючки, но – надо, если хочешь добиться истины, - рассуждает Виктор Михайлов. - Полагая, что все описанные действия являются злоупотреблениями процессуальными правами и подлежат пресечению со стороны суда, было принято решение ходатайствовать о применении в отношении нарушителей судебного штрафа. Суд не пошел на это, но предупредил ответчика о недопустимости таких действий. Мы также просили суд запросить технические характеристики здания, где дислоцируется Семеновский полк, для оценки возможности там заявленного количества военнослужащих. Посчитав это преждевременным, судом согласился на опрос представителя полка.
Сторона истцов с нетерпением ждет допроса. «Неплохо бы, конечно, иметь документы, которые могли раскрыть характеристику казарм, где размещаются солдаты, - не сдаётся начальник штаба Анастасия Крючкова. - Ведь не могли же в здании, которое предусмотрено для размещения 1000 военных, разместить 2000 с нарушением всех возможных нормативов. Они же не шпроты в банке. И не на улице же спят в мирное время... В конце концов в столице не война, а просто выборы депутатов Мосгордумы».
- Вот хамло! – прямо в зале суда прилетела ответка со стороны команды Мельниковой. Столь бурная реакция не вяжется с «душевной атмосферой», которую команда устраивает своему депутату в соцсетях, неустанно благодаря старушек за «правильный и честный выбор».
А вот Виктор Михайлов включился в процесс исключительно ради научного интереса: «политические пристрастия у меня отсутствуют полностью. На месте кандидата Клима Лихачева мог быть любой претендент, это мой округ и тут мы живем более 20 лет. Я на стороне закона и, работая со студентами, особое внимание уделяю правам человека и правосудию, где принцип ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА занимает особое место. На практике в руках избиркомов это превращается в пшик, с этим мириться – перешагнуть через себя и врать.»
Процесс продолжается. Впереди - допрос свидетелей: работников ТЦСО, участвовавших в выборах, представителя военной части и независимых наблюдателей. А также рассмотрение документов, которые ответчики прячут, но судья твердо намерен их истребовать для объективного рассмотрения дела.
- Исход, который может нас удовлетворить - отмена результатов на оспариваемых избирательных участках, - говорит Клим Лихачев. - Это приведет к пересчету голосов и изменению итогов выборов в 32 избирательном округе. Если нет… Мы будем бороться за конституционные права граждан дальше.
О возбуждении уголовного дела против карусельщиков говорить пока рано. Но стоит напомнить, что в Федеральном законе № 249-ФЗ от 29.07.2017 г есть статья 142.2, предусматривающая до 4-х лет заключения за фальсификацию на выборах.