Информацию об этом эксперименте опубликовал в своем блоге журналист Дмитрий Чернышев:
«Компания Microsoft Japan в августе этого года провела эксперимент, в рамках которого у сотрудников в течение месяца была четырехдневная рабочая неделя. Еще одним выходным стала пятница.
Такие «продленные выходные» никак не влияли на оплату труда или продолжительность отпуска. Сотрудникам просто на 20% сократили рабочие дни. Результаты оказались намного выше ожиданий.
При этом производительность труда выросла на 40%. Проводилось меньше встреч, они стали короче, резко снизилось число больничных. По своему желанию сотрудники брали на 25,4% меньше отгулов. Было распечатано на 58,7% меньше страниц бумаги. Потребление электричества в офисе сократилось на 23,1%. Всё это помогло компании за этот месяц очень хорошо сэкономить.
Такой неожиданный рост продуктивности отчасти объясняют снижением числа собраний. Когда для того, чтобы успеть всё сделать, осталось только четыре дня, много планерок урезали или сократили, часть – перевели в онлайн. Собираться, ждать всех, отходить с рабочего места стало необязательно. Ранее похожую концепцию реализовал Джефф Безос. Он запретил презентации на деловых совещаниях, в результате чего эффективность труда в Amazon выросла на 25%.»
***
Журналист Андрей Варфоломеев привел не менее впечатляющие результаты другого, уже немецкого, эксперимента :
«Немецкая компания Rheingans Digital Enabler ввела у себя 5-часовой рабочий день в течение 5-дневной рабочей недели. Работа начинается в 8 утра и заканчивается в час дня.
Важная ремарка - перед приходом все телефоны сдаются и в офисе блокируются все социальные сети. Любые переговоры ограничены максимум 15 минутами, стоять и болтать, условно, у кулера или с сигаретой, запрещено правилами.
По итогу эффективность осталась на том же уровне, что и при 8-часовом рабочем дне. Директор компании доволен, т.к. компания сохраняет нужную эффективность и уже вышла в плюс, сотрудники счастливы от достаточного количества свободного времени.
Из личного опыта могу лишь подтвердить, что львиную долю рабочего времени съедают соцсети, интернет, болтовня и прочие "отвлекалки". Реально эффективное рабочее время это от силы 4-5 часов, остальное же просто съедается. И думаю, что работодатели сами не против сократить рабочий день, при условии, что эти 5 часов будут железно отработаны, а не пущены на ерунду....»
***
Вместе с тем, вопрос о том, что этому последует и Россия, остается отрытым, даже несмотря на недавние заявления премьер-министра Дмитрия Медведева. Ведь не секрет, что в нашей стране любое прогрессивное новшество в большинстве случаев оборачивается либо полным провалом, либо своей противоположностью.
Однако телеграм-канал «Красный Сион» считает, что России пора перенимать чужой опыт, несмотря ни на что:
«На самом деле премьер Дмитрий Медведев вполне разумно поднял вопрос о целесообразности перехода на 4-дневную рабочую неделю. Вся недолгая история человечества с начала индустриального периода свидетельствует о том, что продолжительность рабочего времени всё время уменьшается. В Англии или России времени начала капитализма работали по 60-65 часов в неделю (и 6 дней в неделю). Постепенно Первый и Второй Мир перешёл на 40-часовую неделю с 5 днями, да ещё и с 2-6 неделями отпуска (ещё столетие назад работник не знал, что такое отпуск). Сейчас Франция перешла на 35-часовую неделю.
Следующий закономерный этап – сокращение и привычной пятидневки. Эксперименты на этот счёт идут во всём мире. Сайт Всемирного экономического форума пишет о некоторых из них.
Например, в Новой Зеландии в компании Perpetual Guardian в течение 8 недель работники трудились 4 дня в неделю. Выяснилось, что производительность труда выросла на 20% (т.е. за 4 дня работники делали столько же, сколько за 5 дней). Кроме того, у работников компании отметили «более низкий уровень стресса, более высокий уровень удовлетворённости работой и улучшенный баланс между работой и личной жизнью».
Исландия провела аналогичное испытание, позволив некоторым работникам города Рейкьявика сократить рабочую неделю на 4-5 часов. В этом эксперименте производительность осталась на том же уровне, что означает, что затраты остались прежними. У сотрудников также было больше удовлетворённости работой и меньше заболеваний.
Понятно, что переход на 4-дневку или на 30-часовую рабочую неделю не будет одномоментным. Хотя бы потому, что это поведёт за собой серьёзную перестройку технологических процессов (особенно на предприятиях, где производственные циклы «заточены» на 8-часовые смены). Возможно, как я писал уже не раз, постепенный переход нужно проводить через увеличение отпусков. Например, сейчас типичный отпуск среднего россиянина – 28 дней. А у силовиков и судей этот отпуск – 35-45 дней, и в их ведомствах мы не видим, чтобы земля перевернулась от такого длительного отдыха.
Возможно сделать и 1 дополнительный выходной в месяц. Или там, где возможно (например, в офисном мире) переводить работников на 1-2 дня труда в неделю из дома.
Варианты есть, и нужно не бояться экспериментировать, в том числе и в России.»