Posted 7 ноября 2019, 10:32
Published 7 ноября 2019, 10:32
Modified 7 марта, 15:33
Updated 7 марта, 15:33
Российский СМБ приблизился к стагнации, о чем свидетельствует снижение индекса малого и среднего предпринимательства (RSBI), исследующего настроения бизнеса в трех отраслях: торговле, производстве и сфере услуг, сообщает РБК со ссылкой ежеквартальное исследование Промсвязьбанка, «Опоры России» и агентства Magram Market Research. Такая ситуация сложилась, о чем говорит опрос предпринимателей, в основном из-за снижения выручки (по меньшей мере, у трети из них).
Индекс, о котором идет речь в исследовании, снизился до 50,9 пункта, что говорит о фактической остановке роста деловой активности в сегменте СМБ: индекс выше 50 пунктов свидетельствует о росте деловой активности, ниже 50 — о снижении, на уровне 50 — о стагнации на рынке. Ранее, в первом и втором кварталах, он составлял 52 пункта. В исследовании отмечается, что наиболее печальные показатели демонстрирует область производства, где индекс упал с 53,9 до 49,4 пункта.
По мнению доцента РАНХиГС Олега Филиппова, которое приводит издание, вклад малого и среднего предпринимательства в российский ВВП за последние 10 лет снизился до критического уровня. Ранее, в 2017 году, Росстат оценил вклад СМБ в экономику России в 21,9% ВВП (для сравнения, данный показатель в развитых странах находится на уровне 50–60%).
На сокращение малого бизнеса, полагает эксперт, влияет в основном налоговое бремя: после увеличения в 2019 году НДС с 18 до 20% крупный бизнес стал резко сокращать расходы, что и отразилось на секторе СМБ, часто выступающем в качестве подрядчика.
Как в комментарии РБК отметил профессор департамента социологии НИУ ВШЭ Александр Чепуренко, количество малых предприятий действительно сокращается — они либо уходят из бизнеса, либо, по его словам, переходят в “серую” зону экономики. Он также пояснил, что большинство таких предприятий рассчитывают на спрос на свои товары и услуги у населения, а поскольку доходы у россиян не растут, то и развитие бизнеса происходить не может, особенно в области торговли и общественного питания.
То есть, как указывают эксперты, основными причинами проблем в секторе среднего и малого бизнеса можно назвать: рост налогов и низкий уровень доходов населения.