Большей частью эти потери удалось компенсировать за счёт мигрантов, но не спасают ситуацию уже и они: население страны все равно в итоге сократилось на 52 тысячи граждан. По состоянию на 1 сентября в России теперь проживает 146,7 млн человек.
«Ускоряющаяся четвертый год подряд естественная убыль населения создает существенные риски для реализации национальной цели по обеспечению устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации», - утверждается в докладе ведомства.
Алексей Ракша, независимый демограф, обсудил в «Новыми Известиями» перспективы реализации национальной идеи. Обсуждение зашло так далеко, что, дошло, практически, до программного манифеста радикальной реформы.
— У Счётной палаты нет своих источников данных, кроме данных Росстата. Всё, что они пишут – это выжимка из отчётов Росстата, которые ежемесячно выкладываются на его официальном сайте. Да, действительно, у нас сокращается число рождений и не настолько быстро, как хотелось бы власти, сокращается число смертей (хотя сам факт сокращения числа смертей в условиях больших стареющих контингентов свидетельствует о быстром росте продолжительности жизни). В этом году общая убыль населения будет чуть меньше (минус 30-50 тысяч человек), чем в прошлом, 2018-м, так как в этом году значительно выше миграционный прирост. В прошлом году естественная убыль составила 225 тысяч человек, в этом году она составит около 300 тысяч. Миграционный прирост в 2018 году был 125 тыс., а в этом году ожидается около 260 тыс. человек, и он всё равно не перекроет естественную убыль населения. И в дальнейшем не будет перекрывать, так как естественная убыль населения будет расти из-за снижения числа родившихся.
— В отчёте Счётной палаты говорится, что ситуация изменится к 2024 году и население России достигнет 147,7 млн человек с перспективой дальнейшего роста.
— Нет, этого не будет. Это – высокий прогноз Росстата, а он обязан подчиняться «Майским указам» президента и национальным проектам «Демография» и «Здравоохранение», и должен быть согласован со всеми заинтересованными министерствами – Минтруда, Минэкономики, Минздрава. Этого не будет точно, только если на переписи-2020 не нарисуют дополнительные 1,5-2 миллиона человек.
— Какие есть выходы из сложившейся ситуации? Что необходимо предпринять, чтобы увеличить рождаемость?
— На мой взгляд, самым результативным было бы ввести выплаты по материнскому капиталу в 1 млн рублей за рождение третьего ребёнка на тех же условиях, на которых сейчас назначается выплата за второго ребёнка. Это может увеличить число рождений на 200 тысяч детей в пиковом году (на второй год после объявления о такой программе), а далее примерно на 150 тысяч в год. Такая мера потребует максимум 300-350 миллиардов рублей в год (около 0,3% ВВП), но на фоне затрат многих развитых стран на семейную политику (от 2 до 4,7% ВВП) это совсем немного. Это всё равно не даст естественного прироста, но сократит естественную убыль. Но, даже с учётом этого естественного прироста в России не будет, вероятнее всего, никогда, по крайней мере, до тех пор, пока на женщину не станет приходиться в среднем более чем 2,1 ребёнка в течение длительного времени. Остаток должен замещаться миграцией. Из-за возрастной структуры населения до 2030 года будет сказываться эхо демографической ямы 90-х годов прошлого века, и ситуация будет ухудшаться. Даже, если принять решение и выплачивать материнский капитал за третьего ребёнка 1 млн, это, конечно, вызовет всплеск числа рождений, но этого недостаточно даже для того, чтобы хотя бы на один год число рождений превысило число смертей. Даже в случае введения такой выплаты всё равно будет продолжаться спад, но не такой сильный. Что-то восполнится миграционным приростом, но я уверен – миграционный прирост у нас вряд ли превысит 300 тыс. человек в год. Поэтому я ожидаю сокращение численности населения России.
Поскольку введение выплат в миллион рублей за третьего ребёнка потребует порядка 300 – 350 млрд рублей каждый год, перспектива её внедрения маловероятна. Двумя обязательными условиями результативности демографической политики служат: а) грамотно спроектированные специалистами меры и б) значительный объём затрат на них. Про б) я вкратце рассказал, а про а)…
У нас нет грамотных специалистов, которые понимают, что они делают. В связи с этим перспектива внедрения данной меры становится призрачной. Те меры, которые ведены за последние 3 года, не сработали и, скорее всего, не будут работать. Они изначально сконструированы неверно с точки зрения демографической результативности (например, приоритет отдан ежемесячным пособиям малоимущим на первого ребёнка вместо больших разовых целевых выплат среднему классу на третьего и последующего), кроме того, из-за необходимости экономить деньги, все новые выплаты сильно урезаны по многим критериям (доход, нуждаемость, возраст матери и отца, и т.д.) и фактически являются «мёртвому припаркой». Я уверен, что население России точно будет сокращаться в ближайшие десять лет. Что будет дальше – пока не так очевидно, но думаю, что сокращение продолжится.
Рождаемость необходимо повышать. Ситуация в стране критичная и требует заботы со стороны государства. Те, кто утверждают, что никакой проблемы с рождаемостью и убылью населения нет, делятся на 2 лагеря: это или совсем далёкие от понимания ситуации люди (как правило, ура-патриоты и шапкозакидатели, «ватники»), или те, у кого сама мысль о том, что государство платит деньги за рождение детей, вызывает отвращение, ужас, негодование и разрыв шаблона (принципиальные либералы и общечеловеки, «либерасты»), точка зрения последних – не нужно ничего специально делать, не рожают – и ладно. Моё мнение - необходимы дорогостоящие, всеобъемлющие, массовые, системные, хорошо продуманные обоснованные меры поддержки семьи и рождаемости, «а не это вот всё», что судорожно вводит власть в последние годы по крохам не на то и не так.
Национальный проект «Демография и здоровье» - это просто чиновничья сказка, как «космические корабли бороздят просторы Большого театра», а «дважды-два – пять»! И такое «прекрасное будущее» не наступит, пока на демографию не будет выделяться денег БОЛЬШЕ В НЕСКОЛЬКО РАЗ, а разработкой мер займутся профессионалы, а не чиновники и их знакомые «эксперты». Но государственное планирование основывается на этих прогнозируемых, нереальных, фантастических, часто нарисованных на коленке цифрах.
Чтобы продолжительность жизни так фантастически мощно выросла, как нашептали некомпетентные «эксперты» президенту, помимо колоссальных инвестиций в здравоохранение, необходимо принять ряд очень радикальных и непопулярных мер:
- повышение акцизов на крепкий алкоголь и сигареты в разы. Но начнётся массовая контрабанда из стран Таможенного союза, производство спирта в третьи смены на легальных заводах, увеличение нелегального производства спирта и самогоноварения;
- для того, чтобы купировать новые риски и угрозы, потребуется до предела ужесточить наказание за контрабанду и нелегальное производство крепкого алкоголя и сигарет, но с нашей дырявой и взяткоёмкой таможней и пограничной службой, и с нашей коррумпированной правоохранительной системой результат может и не быть достигнут, а это может вызвать падение сборов с акцизов в бюджет. Но самое главное - народ будет очень недоволен;
- за непрохождение усиленнной многодневной диспансеризации – штрафы;
- введение ощутимых акцизов на сахар и соль;
- полная компенсация расходов населению на занятия спортом и спортинвентарь в пределах установленных сумм, и так далее.
Чтобы рождаемость мощно выросла, надо:
- миллион на третьего ребёнка;
- списание процентов по ипотеке за четвёртого в пределах заранее установленной максимальной суммы;
- списание тела ипотечного кредита за пятого и последующего ребёнка в пределах заранее установленной максимальной суммы;
- полная компенсация сертифицированной няни или удобно расположенного детсада (по выбору);
- нормативы оплаты няням, дошкольным педагогам и воспитателям на уровне не ниже врачей;
- создание филиалов факультетов для нянь на базе педагогических и медвузов;
- расширение направлений использования маткапиталов на 2-го и 3-го ребёнка (например, покупка отечественного авто с числом мест от 5, совместный отдых на курорте и проезд до него, текущий ремонт и индивидуальное строительство);
- создание инфраструктуры для массовой застройки всех полей индивидуальными домами или таунхаусами (индустриальное одно- и малоэтажное домостроение, массовое строительство дорог и коммуникаций, облегчение перевода земель из с.-х. фонда в жилой и т.д.).
И ещё очень важна, как ни странно, пенсионная система.
В долгосрочном плане необходимо, чтобы размеры пенсии родителей (и/или сроки выхода на пенсию) были напрямую привязаны к количеству и качеству рождённых и воспитанных ими детей.
Самым простым способом сделать это стало бы направление части или всех пенсионных отчислений с зарплат детей на индивидуальные или семейные пенсионные родительские счета.
Такая радикальная перестройка пенсионной системы возвращает зависимость благополучия и благосостояния в старости от количества и качества рождённых и воспитанных детей, как это было в те времена, когда никаких пенсий вообще не было, а рождаемость была высокой.